Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательного учреждения Корсак Сергей Васильевич, заместитель директора МОУДОД ЦЭВД «Детская картинная галерея» города Магнитогорска Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра управления, экономики и права
«Маркетинг это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и свободного обмена ими». (Филипп Котлер) «Маркетинг это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности». (Филипп Котлер)
Цель аттестационной работы: разработка системы управления маркетингом образовательных услуг, обеспечивающей повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Предмет исследования: маркетинг образовательных услуг в системе управления образовательным учреждением и средства и механизмы обеспечения его эффективности Задачи исследования: Изучить возможности маркетинга образовательных услуг как эффективного механизма обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения. Выявить эффективные технологии планирования комплекса маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования. Разработать систему управления маркетингом образовательных услуг обеспечивающую повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
Характерные признаки маркетинга услуг: 1.многие виды услуг неотделимы от того, кто их предоставляет. Поэтому контакт с потребителями часто рассматривается как неотъемлемая часть предоставления услуги; 2.в маркетинге услуг в предложении превалируют услуги, а товары дополняют его; 3.одинаковые базовые услуги могут предлагаться различным рыночным сегментам, что затрудняет процесс выбора сегмента рынка фирмы; 4.чем менее осязаемы услуги, тем менее маркетинг услуг напоминает маркетинг товаров; 5.маркетинг услуг может как ориентироваться на прибыль, так и нет. К примеру, маркетинг некоммерческих услуг может осуществляться как государственными органами, так и частными фирмами; 6. маркетинг услуг варьируется по степени регулирования. Наиболее регулируемы некоммерческие услуги и услуги естественных монополий. 7. нередко трудоемкость услуг становится важнейшим фактором при выборе форм обслуживания. Как правило, чем выше трудоемкость услуг, тем больше склонность потребителей к самообслуживанию; 8. чем теснее контакты с потребителями услуг, тем выше значение социальной компоненты маркетинга услуг.
Организация деятельности
Что делать? И Когда делать? Маркетинг – деятельность в сфере организации производства, направленная на выявление запросов потребителей. Маркетинг – не только система по изучению рынка. Это стратегия и тактика организации и управления.
Директор Методический совет Педагогический совет Попечительский совет Заместитель директора Заместитель директора Руководители методических объединений Руководители творческих групп Заведующий методическим отделом Заведующий выставочным отделом Завхоз Системный администратор Секретарь Педагогический коллектив, технический и вспомогательный персонал. Наблюдательный совет Попечительский совет Родительское собрание Руководитель службы маркетинга
Структура функции маркетинга образовательных услуг Маркетинговые исследования Планирование политики в области предоставления и видов образовательных услуг Распределение образовательных услуг Продвижение (реклама и стимулирование спроса) Ценообразование Маркетинг-менеджмент
Задачи: Формирование службы маркетинга образовательных услуг ЦЭВД «ДКГ». Совершенствование методической поддержки педагогов художественно – эстетического цикла по овладению инновационным передовым опытом и наиболее эффективными приемами обучения и воспитания обучающихся. Поддержка социальной адаптации детей и молодежи посредством проектной деятельности. Модернизация мультимедийного и компьютерного оборудования в учреждении.
сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на услуги учреждения; подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному использованию производственного, финансового, сбытового и тому подобного потенциала в соответствии с требованиями рынка; активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта. Задачи службы маркетинга
1. Комплексное изучение рынка: исследование и анализ основных показателей рынка (емкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.); прогнозы развития спроса (долго- и краткосрочные); изучение потребителей (отношение к товару, фирме, мотивы поведения, предпочтения и т.п.); анализ конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.); сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и т.п.; определение ключевых компетенций компании; разработка маркетинговой стратегии и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках. Функции службы маркетинга
2. Оценка состояния и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности услуг; подготовку предложений по разработке новых видов услуг; 3. Развитие маркетинговых коммуникаций: разработка и проведение рекламных и PR кампаний; проведение выставок, презентаций, демонстраций; поощрение потребителей; формирование положительного имиджа учреждения.
Направления деятельности маркетинговой службы ДКГ Направления деятельности маркетинговой службы ДКГ Образовательная деятельность Методическая деятельность Методическая деятельность Выставочная деятельность Выставочная деятельность Досугово- познавательная деятельность Досугово- познавательная деятельность Информационные технологии Информационные технологии Дизайн Фирменный стиль Фирменный стиль Связи с общественностью
Руководитель службы маркетинга Звено образовательных услуг Звено образовательных услуг Звено методической деятельности Звено методической деятельности Звено выставочной деятельности Звено выставочной деятельности Звено досугово- познавательной деятельности Звено досугово- познавательной деятельности Звено информационных технологий Звено информационных технологий Звено художественных услуг Звено формирования фирменного стиля Звено связей с общественностью
Функции службы маркетинга ЦЭВД «Детская картинная галерея» комплексное изучение рынка: исследование и анализ основных показателей рынка (емкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.); прогнозы развития спроса (долго- и краткосрочные); изучение потребителей (отношение к товару, фирме, мотивы поведения, предпочтения и т.п.); анализ конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.); сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и т.п.; определение ключевых компетенций компании; разработка маркетинговой стратегии и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках. Оценка состояния и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности услуг; подготовку предложений по разработке новых видов услуг; Развитие маркетинговых коммуникаций: разработка и проведение рекламных и PR кампаний; проведение выставок, презентаций, демонстраций; поощрение потребителей; формирование положительного имиджа учреждения.
Механизм внедрения системы управления маркетингом образовательных услуг разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих управление маркетинговой деятельностью; создание процедур разработки нормативных правовых актов; регламентирующих управление маркетинговой деятельностью; привлечение и подбор кадров из числа педагогического коллектива и администрации для реализации системы управления маркетинговой деятельностью; разработка рекомендаций по оформлению результатов маркетинговых исследований по содержанию и качеству образовательных услуг; осуществление контроля внедрения системы управления маркетингом образовательных услуг; разработка и поддержка функционирования системы маркетинговых коммуникаций.