РОЛЬ ДЫХАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
РОЛЬ ДЫХАНИЯ Правильное физиологическое дыхание: - обогащает кислородом головной мозг; - является профилактикой простудных заболеваний; - способствует регуляции теплового режима организма. Правильное речевое дыхание: - способствует нормальному темпу и ритму речи, интонации голоса; - является залогом правильного звукопроизношения.
ЦЕЛЬ: Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание у детей с нарушениями речи.
ЗАДАЧИ: Формировать правильное физиологическое дыхание (диафрагмально - реберное); Формировать сильный плавный ротовой выдох; Развивать направленность воздушной струи; Развивать силу выдоха ; Учить ребенка контролировать время выдоха, расходуя воздух экономно.
Направления работы Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
РАБОТА С ДЕТЬМИ Использовать дыхательные упражнения как элемент занятия; Включать работу над дыханием в физкультурно- оздоровительную гимнастику; Вводить упражнения над дыханием в организующий момент или в физкультминутку, а так же в любое свободное время на усмотрение педагога.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультации для родителей; Наглядная информация; Индивидуальные консультации с показом упражнений; Рекомендации родителям по выполнению дыхательных упражнений в домашних условиях.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Консультации для педагогов; Семинары-практикумы; Картотека упражнений.
Лети, бабочка ! Цель : развитие длительного непрерывного ротового выдоха ; активизация губных мышц. Оборудование : 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры : Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки ! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели ! Как живые ! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше ? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. ( Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.)
Милиционер Цель : развитие сильного плавного выдоха ; активизация губных мышц. Оборудование : свистки. Ход игры : Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров. - Кто знает, что есть у настоящего милиционера ? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров ! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток ! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Осенние листья Цель : обучение плавному свободному выдоху ; активизация губных мышц. Оборудование : осенние кленовые листья, ваза. Ход игры : Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев ( желательно кленовых, так как у них длинные стебли ) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках ? Давай подуем на листья ! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ Упражнения проводятся ежедневно по 510 минут; При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка, следят, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал неправильных поз; Все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку; Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо про ветренном помещении; Дыхательные упражнения проводятся в игровой форме.
« Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья » Артур Шопенгауэр Дышите правильно и будьте здоровы !