«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин Детство Михаила Васильевича Ломоносова Работу выполнила Величко Мария, ученица 8А класса.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Его отец Василий Дорофеевич Ломоносов – государственный крестьянин, занимавшийся морским промыслом. Мать, Елена Ивановна - дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода.
М. В. Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, они делали порой неожиданные открытия, помогавшие им в практической деятельности. Общение с этими людьми и с богатой природой Курострова развивало живой ум Михаилы, пробуждало в нем любознательность. Ломоносова обучал грамоте дьячок местной Димитриевской церкви С.Н. Сабельников. Юноша Ломоносов часто помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям.
В В лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть. Первые учебники
Кругозор Ломоносова ширился, а обстановка в доме складывалась тяжело. Возвратившись с промыслов, он застал мать при смерти. Она умерла после 1719 года. В 1721 году отец женился во второй раз, на дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости Федоре Усковой, но в июне 1724 года она тоже скончалась. Дом помора не мог оставаться без хозяйки, и отец Ломоносова женился в третий раз в 1724 году, когда Михайле было 13 лет, на вдове Ирине Семеновой – дочери крестьянина Семена Корельского. Впоследствии Михайло Ломоносов отозвался о ней как о «лихой, злой и завистливой мачехе», попрекавшей его тем, что он сидит «попусту за книгами».
«Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...»
С 8 лет Михайло Ломоносов стал ходить с отцом в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе они ходили как в далекий Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние Соловецкие острова. Могучая северная природа открыла необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в памяти будущего ученого. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
Галиот «Чайка», принадлежащий Ломоносовым.
Путь Ломоносова в Москву Ломоносов, будучи сыном крестьянина, не мог учиться в единственной в Холмогорах словесной школе. Он ушел из родного дома вопреки воле отца. Ему пришлось искать поддержку у односельчан. Сосед Фома Шубный одолжил ему три рубля и дал беглецу «китайчатое полукафтанье». Так Ломоносов в возрасте 19 лет пешком отправился в Москву учиться.
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Урок в академии. Дети в академии всегда смеялись над Ломоносовым: «Смотрите-ка, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!»
Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. Там он и продолжил своё обучение. Дальнейшее обучение в Германии
Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрений, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву. И это решении значительно повлияло на его дальнейшую, уже взрослую жизнь. На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!
Источник: Интернет Ссылки: bb80-4ea2-a3ea-3d68b068ed6b.aspxhttp:// bb80-4ea2-a3ea-3d68b068ed6b.aspx library.ucoz.ru/news/detstvo_mikhaila_lomonosova / Яндекс Картинки, Google Картинки …