У всех у нас есть мать одна По имени природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живем, запечатлев на веки, В душе ее прекрасные черты.
Творческое название проекта
Работа над проектом по созданию каменистого сада станет важным этапом в воспитании трудолюбия, в формировании любви к природе, ответственного и бережного отношения к ней. Работа носит обучающий, воспитательный, развивающий, практический характер. Педагогический проект средней продолжительности, по характеру контактов является открытым. Тип проекта: практико-ориентированный.Сроки реализации: 5 месяцев. Условия реализации: интерес детей и родителей, методические разработки.
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители, воспитатель
Всем известно ничто так благотворно не действует на человека, как общение с природой, в том числе с миром растений. Экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является эколого-развивающая среда. На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, совмещающей любование природой с решением вопросов экологического, нравственного, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем. Создание обогащенной эколого-развивающей среды в детском саду рассматривается не только как условие, но и главным образом - как метод экологического воспитания.
Эколого-развивающая среда призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в различных видах деятельности: практические занятия, наблюдения и уход за растениями, активизация деятельности по благоустройству территории, в том числе самостоятельная деятельность. Для этого ее необходимо периодически менять. Именно это послужило основанием для решения проблемы: изменить сложившуюся среду, преобразовать прогулочный участок на территории детского сада с наибольшей пользой для детей. Работая над проектом, я опиралась на такие принципы, как правильность и удобство расположение различных зон; внешняя красота; соответствие интересам детей.
Если окружить ребенка красотой природы, то у него возникнет желание творить ее вокруг себя.
Как преобразовать прогулочный участок с наименьшим ущербом для окружающей среды и с наибольшей пользой для детей?
Что можно создать на территории детского сада? Как создается красота? Какие растения будут жить в каменистом саду?Какой должна быть альпийская горка? Какие растения и животные обитают в водоемах прибрежной зоне?
Создать на территории детского сада максимально эффективную эколого- развивающую среду, позволяющую сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.
Побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей; Познакомить детей с правилами создания ландшафтных композиций, имитирующих природу; с приемом подбора растений для каменистого сада; Расширить представления о водоемах и их обитателях; Активизировать познавательную деятельность детей, учить их анализировать и систематизировать полученные факты; Учить детей применять полученные знания на практике. Воспитывать умение наслаждаться красотой цветущих растений, желание сохранить ее.
Заключительный Основной Организационно-подготовительный
1.Подготавка проблемы: - прогулка по территории детского сада, высказывание и обобщение детских идей по благоустройству прогулочного участка; - выставка детских рисунков на тему «Наш любимый уголок».2. Формирование основополагающего вопроса.3. Выдвижение гипотезы.4. Беседа «Какие растения будут жить в каменистом саду?»5. Беседа «Какой должна быть альпийская горка?»6. Беседа «Цветочная поляна»
7. Беседа о благоустройстве водоема.8. Экскурсия к ближайшему водоему. 9. Сбор информации о влаголюбивых цветочных культурных и почвопокровных растениях. 10.Обобщение информации. 11. Вовлечение родителей воспитанников в активное участие по созданию Каменистого сада 12. Обсуждение оформления участка.13. Подготовка участка.
1. Создание коллективного коллажа-эскиза « Каменистый сад» 2. Отбор детьми растений для каменистого сада с учетом их внешних признаков и условий роста. 3. Практикум по устройству Каменистого сада-высадка растений с использованием коллажа-эскиза (совместный труд родителей и детей). 4. Создание водоема, высадка влаголюбивых растений (совместный труд родителей и детей) 5. Уход за растениями, применение полученных знаний на практике.6.Наблюдение «Какие они, цветущие растения?»
7. Проведение тематических занятий:- «Каким бывает водоем, растет и водится что в нем?»- «Какие они цветущие растения?»- «В гостях у альпийской горки»8. «Экскурсия по Каменистому саду»9.Викторина «Природа наш друг».10. Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Презентация проекта (для родителей и педагогов) – развлечение «На бал приглашает королева цветов», слайдовая презентация. Подготовка к презентации проекта. Анализ результативности работы.
На территории детского сада был создан Каменистый сад, который включает в себя: альпийскую горку, цветник, небольшой водоем, уголок не тронутой природы, каменистые дорожки, которые объединяют все зоны. В проект были включены малые архитектурные формы (грибочки, лебеди, лягушки и т.д., которые так любят дети. Преобразованный участок помогает педагогам интересно проводить практические занятия, досуги, интересные ежедневные прогулки и т.д. Дети приобрели практические навыки по высадке растений и уходу за ними. У воспитанников сформировалось представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе. Создание каменистого сада-это результат сотрудничества родителей, детей и воспитателя. В результате проведенной работы: