Развитие психологических взглядов Бехтерева. Владимир Михайлович Бехтерев (20 января 1857 24 декабря 1927) Выдающийся русский медик- психиатр, невропатолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Advertisements

ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.

Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
Лидия Ильинична Божович (11 января июля 1981) Советский психолог, ученица Выготского, доктор психологических наук, профессор.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Леонид Викторович Крушинский и его вклад в ВНД.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
* Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений.
Петр Федорович Каптерев «Ни государство, «Ни государство, ни церковь, а только ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и влиять, направлять.
Воспитание как педагогический процесс.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
С Р С на тему : « Профилактические мероприятия неврологических заболеваний в клинике нервных болезней.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Педология как наука
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Презентацию подготовили: Кугутова Е.Ю. МДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Барсуки»
Транксрипт:

Развитие психологических взглядов Бехтерева

Владимир Михайлович Бехтерев (20 января декабря 1927) Выдающийся русский медик- психиатр, невропатолог Специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга Психолог и педагог Основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России Академик, крупный общественный деятель Организатор и руководитель многих научных и учебных центров Автор более 600 работ и 369 выступлений

Бехтерев получил образование в Петербургской медико-хирургической академии, которая в 70-е годы 19 в. была одним из крупнейших научных и учебных центров В 1878 г. после окончания академии он работал в клинике душевных и нервных болезней Мержеевского для подготовки к профессорскому званию, которое он получил в 1881 г. после защиты диссертации: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» Бехтереву принадлежат многочисленные работы: 1) по нормальной анатомии нервной системы; 2) патологической анатомии центральной нервной системы; 3) физиологии центральной нервной системы; 4) по клинике душевных и нервных болезней; 5) по психологии

Петербургский этап творчества Бехтерева В 1893 году начинается новый этап в научной деятельности Бехтерева Выдвигает план превращения психологии в объективную естественную науку Общее направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии Содержание рефлексологических идей Бехтерева отражено в «Объективной психологии» ( ); «Объективном изучении личности» (1923); «Общих основах рефлексологии» (1923) и других работах

Рефлексология От утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию, замене психического процесса физиологическим Психология заменяется рефлексологией Отказ от изучения психики, сознания и обращение к исследованию поведения Создание новой объективной парадигмы, операющейся на стихийно-материалистические предвытекающие из всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого

Человек остается лишь природным существом, характер его отношений с миром, сводится к пассивному реагированию на внешние воздействия Бехтерев не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение Психология – это наука о психической жизни в широком смысле этого слова и поэтому должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии Рефлексология выступает именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием

Положения рефлексологии Научнообъясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности Принцип механической причинности, с точки зрения ученого, опирается на закон сохранения энергии Ученый не ограничивался теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией Одно из основных положений теории Бехтерева – отдельные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма

"Основы общей рефлексологии" Полемизируя с Павловым, доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы Утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность Социальная среда является источником развития человека Наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом

В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка Рефлексологический подход к детскому развитию и рефлексологические методы исследования заменяли собственно психологические методы исследования душевной жизни детей Наибольшее значение имели разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев Разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования Полученные лабораторией генетической рефлексологии материалы позволили установить основные закономерности психического развития детей раннего возраста

Проблема личности Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое Он фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности Утверждал, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология» (1921), «Объективное изучение личности» (1923) Впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии

Заключение С именем Бехтерева связано становление объективной психологии, позже рефлексологии, психологии труда, социальной психологии Под его непосредственным руководством развивается генетическая психология Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов Вклад ученого в развитии отечественной школы психологии огромен и не заменим

Спасибо за внимание!!!