Павел Петрович Блонский
Дата рождения :14 (26) мая 14 (26) мая 1884( )1884 Место рождения : Киев Дата смерти :15 февраля 15 февраля 1941( ) (56 лет )1941 Место смерти : Москва Школа / традиция Школа / традиция : Диалектический материализм Основные интересы : Античная философия Античная философия, психология, педагогика психология педагогика
Родился в Киеве. В 1902 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который окончил в 1907 г., получив золотую медаль за работу «Проблема реальности у Беркли». Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике. С 1913 приват-доцент. Примкнул к партии эсеров, неоднократно подвергался аресту, однако в 1917 порвал с ними, сблизился с большевиками. После революции испытывал нужду, занялся преподавательской деятельностью. Познакомился с Г. И. Челпановым, при содействии которого окончательно переехал из Киева в Москву и занялся психологическими исследованиями, став аспирантом Челпанова [1].1902 гносеологииэтике эсеров Г. И. Челпановым КиеваМоскву [1] С 1919 руководит Московской академией народного образования. Его взгляды всё больше расходятся с взглядами Челпанова, поскольку Блонский стремится к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения [2].1919 материалистического мировоззрения [2]
Автор: Блонский П.П.Блонский П.П. В своей книге `Память и мышление` (1935) Блонский показал, что четыре вида памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - представляют собой четыре последовательные стадии психического развития человека. Интеграция биологического и социокультурного знания позволила ученому представить впечатляющую картину эволюции не только памяти, но и человеческого поведения в целом. Память и мышление
Проблема усвоения знаний школьниками занимает большое место среди вопросов психологии обучения в работах ученого. Блонский рассматривал эту проблему на основе диалектического принципа взаимосвязи таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и речь, на основе трактовки процесса учения как сложного вида деятельности. Ценным является его подход к данной проблеме с точки зрения изучения роли отдельных психических процессов в усвоении на разных этапах возрастного развития. Психологический анализ припоминания
Настоящая книга, написанная выдающимся отечественным философом и психологом П.П.Блонским, посвящена учению древнегреческого философа Плотина, ставшему, по мнению автора, последним значительным словом античной философии. В книге, которая должна была стать магистерской диссертацией П.П.Блонского, не только подробно разбираются положения философии Плотина, но и делаются интересные выводы о единстве мировой философской мысли. Философия Плотина
Проблема реальности у Беркли Вниманию читателя предлагается книга выдающегося отечественного философа и психолога П.П.Блонского, посвященная исследованию проблемы реальности в философии Нового времени, особенно в работах английского философа Джорджа Беркли. Автор излагает историю проблемы реальности в философии до Беркли, критически рассматривает основные идеи и теории последнего, характеризует значение Беркли в истории философии.
Научно-педагогическая секция Государственного ученого совета, 1929 г. П.П. Блонский стоит (пятый слева) за Н.К. Крупской
П.П. Блонский внес большой вклад в развитие педагогики. Психолого- педагогическое наследие П. П. Блонского содержит много ценных мыслей. Изучение им зависимости хода усвоения знаний школьниками от организации самоконтроля, выявление роли внутренних психических состояний в процессе воспроизведения усвоенного открыли новое направление исследований процесса учения и процесса усвоения как сложного вида деятельности, в котором находят отражение особенности личностных качеств и содержание прежнего опыта человека. П.П. Блонским были проведены интересные научные исследования особенностей усвоения на различных этапах школьного обучения, сделаны не утратившие ценности и по сей день выводы. Особо следует выделить его мысль о том, что процесс усвоения не сводится к какой-то определенной психической функции, а зависит от изменяющейся роли восприятия, памяти, мышления и речи на различных этапах возрастного развития школьников, что взаимосвязь и взаимозависимость психических процессов в ходе усвоения знаний носит диалектический характер.
Новодевичье кладбище (Москва)