Деветьяров В. В. : мастер производственного обучения, первая категория г. Чусовой, 2012 г. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чусовской индустриальный техникум», отделение начального профессионального образования
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКЕ В подготовке квалифицированных рабочих особое значение имеет связь теории и практики. Наиболее ярким проявлением этого является связь специальных предметов ( спецтехнология ) и производственного обучения. Залогом качественной подготовки квалифицированных конкурентоспособных рабочих являются не только связи между специальными предметами и производственным обучением, но и взаимосвязи в работе между преподавателем и мастером производственного обучения. Интеграция в переводе с латинского – восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие.
ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКЕ Выделяется два вида интеграции: Горизонтальная – объедение сходного материала в разных учебных предметах. Вертикальная – объединение одним преподавателем в своем предмете материала, который тематически повторяется на разном уровне сложности.
ОСНОВНЫЕ ПУТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ Специальные предметы ( специальная технология ) Производственное обучение Изучение преподавателями программ производственного обучения. Изучение мастером производственного обучения программ специальных предметов ( специальной технологии ). Отбор и расположение учебного материала с учетом содержания и последовательности производственного обучения таким образом, чтобы теория опережала практику. Использование знаний учащихся, полученных на уроках по специальным предметам, при производственном обучении. Применение при изучении предметов эффективных методов активной работы учащихся, способствующих формированию у них умений применять теоретические знания на практике (лабораторно-практические работы, работы с производственной документацией, составление технологических карт и т.д.). Широкое применение упражнений, формирующих у учащихся умения применять на практике знания, полученные на уроках по специальным предметам (разработка технологического процесса, обработка, сборка, выбор режимов, использование таблиц, стандартов, расчетные формулы и т.д.).
… Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться так работать, чтобы работа была легка и постоянной жизненной школой … А. К. Гостев БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Из самой природы бинарного обучения вытекают следующие принципы: Функциональная динамичность Принцип опережающей роли познавательной деятельности Принцип возрастающей интеграции знаний, умений, навыков Процессы усвоения и формирования взаимосвязаны, переходят друг в друга, взаимообуславливаются и находятся в постоянном динамическом равновесии. Любое отступление от этого принципа будет возврат к изолированному традиционному обучению. Знания – ориентировочная основа. Без умений нет навыков. Навыки – база умений и основа их развития. Умения без знаний невозможны. « Знания непосредственно питают умения и ориентируют действия личности » Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОНО БИНАРНОЕ
Основу бинарного обучения составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности учащихся. В плане урока отражаются : Тема : Цель : формирование системы знаний соответствующих умений и навыков. Задачи : по усвоению знаний и формированию умений ( их перечень перечисляется ). Оснащение урока ( техническое, методическое, дидактическое ) отдельно для познавательной и практической деятельности. 1 фаза – материал разбирается на части : а ) подготовка ( формирование у учащихся знаний ). б ) работа с новым материалом. 2 фаза – контроль знаний. 3 фаза – упражнения ( содержание практических работ ). Контрольные вопросы : ( проверить последовательность, проверить правильность и т. д.) Бинарное обучение – процесс индуктивно - дедуктивный : от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям
ЧТО ДАЕТ БИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ? 1. Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков. 2. Повышение познавательной и практической активности. 3. Снижение числа случаев механического заучивания материала. 4. Уменьшение у учащихся потребности в консультациях педагогов. 5. Усиление самоконтроля учащихся в процессе выполнения работы 6. Усиление способности учащихся работать по обобщенному алгоритму. 7. Повышение творческой активности. 8. Устраняется дублирование в теоретическом и производственном обучении. 9. Повышается воспитательная роль обучения.
ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ : Может использоваться по всем специальностям, но в первую очередь по тем из них, где изучение спецтехнологии и других технических предметов может хорошо сочетаться с производственным обучением. Не распространяется на темы, связанные с производственной практикой учащихся на базовых предприятиях. Вывод : бинарная форма обучения совершенствует систему профессиональной подготовки учащихся и бесспорно заслуживает внимания