Хотеева Е.В. Гимназия 528 Невского района
ГЛАГОЛ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ВРЕМЯ СПРЯЖЕНИЕ ЛИЦО ДЕЙСТВИЕ ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ ВТОРОЕ ПЕРВОЕ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ЗАКОНЧЕННОЕ ЧИСЛО ЕД.Ч. МН.Ч. РОД ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ
ЗАДАНИЕ 1. Разделите глаголы на группы:
ЗАДАНИЕ 2. Перепиши текст, вставляя глаголы из «Слова для справок» в прошедшем времени. Этот домик _____________________ в позапрошлом веке. А теперь его __________________ сносить. Снаружи ____________________ он довольно мрачно. Мрачно было и внутри его. Полы ___________________________, обои, которые __________________ лет сто назад, давно ______________________ и __________________, потолки бесчисленными трещинами __________________________ бы вам географическую карту. Весь вид этот дома угнетал душу. Слова для справок: напомню, покороблюсь, оторвусь, выгляжу, выцвету, построю, наклею, задумаю.
ЗАДАНИЕ 3. Запишите текст, вставляя по смыслу глаголы в настоящем времени. Село это, разбросанное по обе стороны большого оврага, _________ печальным и заброшенным. __________, здесь _______ самоуныние. В Расположении строений никто не ________ бы ни порядка, ни закономерности. Должно быть, кто как и где ________ поставить своё жилище, тот тут его так и __________. Было похоже, что множество снопов соломы ________ здесь один возле другого. Слова для справок: вздумать, поселиться, поставить, выглядеть, сложить, увижусь, кажусь.
ЗАДАНИЕ 4. Запишите текст, поставив глаголы в будущем времени. Темнеет день. Листья желтеют. Вянут цветы. Дуют холодные ветры. Льют дожди. Улетают птицы. Наступает осень. Заснул лес. Затрещал мороз. Побелело поле. Крестьяне закончили полевые работы.
ЗАДАНИЕ 4. Будет темнеть день. Листья будут желтеть. Будут вянуть цветы. Будут дуть холодные ветры. Будут лить дожди. Будут улетать птицы. Наступит осень. Заснёт лес. Затрещит мороз. Побелеет поле. Крестьяне закончат полевые работы.
ЗАДАНИЕ 5. Запишите текст, употребляя глаголы в неопределенной форме. 1. Ребята отправились (стерегу) стадо. 2. Нужно лошадь (запрягу). 3. Овец будут (стригу) осенью. 4. Кустарник будут (вырубаю). 5. Дождевая вода не успела (стеку) с ветвей и превратилась в сосульки. 6. Мы продолжаем (наблюдаю) за природой. 7. Для правильного решения задачи необходимо сначала (прочитаю) её условие, затем (составлю) план решения и только потом (делаю) нужные вычисления.
ЗАДАНИЕ 6. Перепишите текст, вставляя пропущенные местоимения. 1.Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ___ мастерица. («Ворона и Лиса») 2. Вот то-то мне и духу придаёт, что ___ совсем без драки могу попасть в большие забияки. («Слон и Моська») 3. Очков с полдюжины себе __ достала. («Мартышка и очки») 4. А кисти сочные как яхонты горят; лишь то беда, висят ___ высоко. («Лисица и Виноград») 5. А ___, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. («Квартет») 6. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт ___: «Не оставь меня, кум милый! Дай ___ мне собраться с силой». («Стрекоза и Муравей»)
ЗАДАНИЕ 7. Назовите глаголы и разделите их на 2 группы.
ЗАДАНИЕ 8. Опишите картину Кустодиева «Ярмарка в деревне».
Использованные источники: А.В. Полякова «Русский язык» 4 класс, Просвещение, 2007 Т. В. Шклярова «Подбери слово!» 4 класс, русский язык, Грамотей, 2006