Выполнили : Скрипачева Ольга (9 Б ) Денисов Дмитрий (9 Б ) Руководитель : Митченко Иван Исследование знаний о космосе учащихся гимназии 24
Цель работы : Изучение и анализ уровня знаний учащихся о космосе
Задачи работы : 1. Разделение учащихся на возрастные группы 2. Составление вопросов 3. Обработка и анализ полученных данных
Возрастные группы учащихся : Младшая школа – 3-4 классы Средняя школа 5-8 и 9 классы Старшая школа классы
Общие вопросы для всех групп : 1. Какие космические тела / объекты ты знаешь ? 2. Какие планеты ты знаешь ? 3. Что ты знаешь о звездах ?
Специальные вопросы для младшей школы : 1. Как исследовать космос и космические объекты ? 2. Кто первым полетел в космос ? Специальные вопросы для средней школы : 1.Какие созвездия вы знаете ? 2.Что такое « черная дыра »? 3.Что такое галактика, и какие они бывают ? 4.Самый большой космодром в мире ?
Специальные вопросы для старшей школы : 1. Почему с экватора запускать ракеты проще, чем с северных широт ? 2. Возможно ли смещение оси вращения планеты, и если да, то как это сделать ? 3. Что такое космические лучи и откуда они к нам приходят ? 4. Какие методы исследования космоса вы знаете ?
Методика проведения опроса : Опрос проводился с разрешения учителей на уроках и занимал в среднем минут. Опрос проводился в письменном виде, анонимно. В ходе опроса ассистенты следили, чтобы ученики не списывали друг у друга. Все вопросы были представлены в форме открытых вопросов, зачастую, с непредсказуемыми вариантами ответов.
Методика обработки полученных данных : Варианты ответов на каждый вопрос заносились в электронные таблицы EXCEL. В случае большого разнообразия вариантов ответов близкие по смыслу ответы объединялись в одну группу. Результаты по каждому вопросу представлялись в виде диаграмм. В некоторых вопросах с очень большим количеством вариантов ответов (« Какие космические тела ты знаешь ?», « Какие созвездия ты знаешь ?») ответы, набравшие менее 2 голосов, отбрасывались и не отображались в диаграммах.
Количество объектов, названных в ответе на 1 вопрос « какие космические тела / объекты ты знаешь ?»
Варианты ответов на вопрос « какие космические тела / объекты ты знаешь ?» в младшей школе
Варианты ответов на вопрос « какие космические тела / объекты ты знаешь ?» в средней школе (5-8 класс )
Варианты ответов на вопрос « какие космические тела / объекты ты знаешь ?» в средней школе (9 класс )
Количество планет, названных каждым учеником в ответе на вопрос « какие планеты ты знаешь ?»
Планеты, названные в каждой группе
« Что ты знаешь о звездах ?», ответы в младшей школе
« Что ты знаешь о звездах ?», ответы в 5-8 классах
« Что ты знаешь о звездах ?», ответы в 9 классе
Методы исследования космоса (3-4 класс )
Кто первым полетел в космос
Самый большой космодром 5-8 класс 9 класс
Количество названных созвездий
Созвездия, названные в 5-8 классах
Созвездия, названные в 9 классе
Что такое « черная дыра »? (5-8 класс )
Что такое « черная дыра » (9 класс )
Что такое галактика ?
Заключение 1. Учащиеся имеют некоторые общие представления о космосе ; 2. Эти знания не достаточно глубоки и получены скорее всего от ближайшего окружения, из разговоров или телепередач. 3. Отсутствует систематическое изучение фактов о космическом пространстве в школе на различных уроках. 4. К 9 классу у учащихся в большинстве случаев наблюдается уменьшение разнообразия вариантов ответов
Рекомендации Результаты данного исследования можно использовать в качестве обоснования необходимости введения элементов астрономии в школьную программу по физике и окружающему миру. Также можно ввести в школах дополнительные факультативы и кружки по астрономии и астрофизике.
Благодарим за внимание