МЕДНЫЙ ВСАДНИК Воображаемая прогулка
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася… И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,11
История создания памятника В 1765 году Екатерина приказала русскому послу в Париже найти там талантливого ваятеля для создания памятника Петру, достойного его славы. Между представленными художниками, выбор императрицы остановился на скульпторе Фальконе, который в следующем году приехал в Петербург и изготовил в малом виде модель. В 1765 г. Фальконе получил заказ, с условием окончить работу за 8 лет. Три года работал художник над моделью своего памятника и, наконец, изготовил её в ту величину, в какую должно было её отлить из бронзы. Модель головы Императора Петра I была изготовлена художницей Колло, замечательной скульпторшей, которая приехала в Poccию вместе с Фальконе, в качестве его ученицы и сотрудницы. Одобрив её, Екатерина II приказала отыскать громадную цельную мраморную глыбу, годную служить подножием.
Гром –камень Вскоре явился крестьянин из деревни Лахты и сообщил, что у них, в 12 верстах от Петербурга, имеется подходящая гранитная скала, известная в той местности под названием «Гром-Камня». Название произошло оттого, что когда-то молния ударила в этот камень и произвела в нем расщелину. По преданию, на эту скалу всходил несколько раз Петр Великий, чтобы обозреть окрестности. Камень лежал на 15 футов (4,5 м) в земле и весь оброс мхом; в расщелине росли даже березки. Перетащить эту гранитную глыбу в Петербург представляло нелегкую задачу. Объявлена была награда в 700 рублей тому, кто придумает легчайший способ передвинуть эту громаду. Зимой 1770 года приступили к делу. В январе Екатерина II ездила с двором в Лахту смотреть, как тащат камень. С неимоверными усилиями 400 человек, в продолжении 9 месяцев, тащили эту громаду: сделана была твердая дорога и 400 человек тащили камень на медных санях, катившихся помощью медных шаров по медным желобам. Через залив и Неву глыба была переправлена на плоскодонном судне в 180 футов (54 м) длиной. 11 октября 1770 года, скала была поставлена на свое место, но окончательного устройства памятника Петра пришлось ожидать ещё 12 лет.
Отливка Медного всадника Между тем Фальконе окончил гипсовую модель памятника в полную величину. Чтобы дать возможность художнику вернее схватить движение коня, перед окнами мастерской Фальконе устроено было искусственное возвышение, на которое по нескольку раз в день въезжал вскачь искусный берейтор, попеременно на двух лучших лошадях царской конюшни. Нужно было приступить к отливке группы, но с Фальконе вышли несогласия, и он отказался от работы. Громадность размеров модели пугала литейщиков. Первоначально вызван был из Парижа мастер Эрсман, который взялся произвести отливку за 140 тыс. франков, но впоследствии ему было отказано и отливка была поручена русскому артиллерийскому литейщику Хайлову, под руководством Фальконе. В работу пущено было 11 тысяч пудов (176 т) бронзы, да 250 пудов (4 т) железа для равновесия группы. Отливка не вполне удалась: в самую решительную минуту расплавленная медь потекла из глиняной формы. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской; но русский рабочий, литейщик Хайлов, не растерялся, и с опасностью для жизни стал собирать вытекший металл и снова вливать в форму. Изъян удалось исправить, на что потребовалось два года.
Открытие Медного всадника 7 августа 1782 года состоялось наконец торжественное открытие памятника. В память этого события была выбита медаль: с одной стороны изображена Императрица, с другой вид памятника. На площади вокруг него собрано было 15 тысяч войска. Екатерина прибыла в Сенат, и смотрела с балкона, в короне и порфире, как пали холсты, прикрывавшие группу. Со слезами на глазах, она поклонилась бронзовому изображению великого Петра. Памятник Императору Петру I один из замечательнейших в Европе. С вершины дикой скалы всадник на коне, рукой, простертой к Неве, указывает на все, что создано его гением…
В блокадном облачении Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей