Шахматово Шахматово. Здесь, в « благоуханной глуши», среди подернутых синеватой дымкой, прозрачных березовых рощиц, стало набирать силу то благословенное чувство, которое называется чувством родной земли
А.А.Блок родился в Петербурге и рос в семье деда по материнской линии, известного ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета.
А.Блок и Любовь Менделеева Мы были вместе, помню я... Ночь волновалась, скрипка пела... Ты в эти дни была- моя, Ты с каждым часом хорошела... Сквозь тихое журчанье струй, Сквозь тайну женственной улыбки К устам просился поцелуй, Просились в сердце звуки скрипки...
Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо?
« Стихи о Прекрасной Даме» Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи Впереди – на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе Приближений, сближений, сгораний Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды Все померкло, прошло, отошло… Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи. Впереди – на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло… Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Кармен Среди поклонников КАРМЕН, Спешащих пестрою толпою, Ее зовущих за собою, Один, как тень у серых стен
Детство А.Блок провел в основном в доме деда, известного русского ботаника – Андрея Бекетова, на лето выезжая в подмосковное имение матери Шахматово.
В юности Блок увлекался театром и собирался стать актером
Снежная мгла взвилась. Легли сугробы кругом. Да. Я с тобой незнаком. Ты – стихов моих пленная вязь. Иллюстрация к «Снежной маске»
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен. И влагой терпкой и таинственной, Как я, Смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas» кричат. Иллюстрация к стихотворению «Незнакомка»
«Незнакомка» Блока очень женственна и поэтична.
И вот – я стал поэт. Влюбленность расцвела в кудрях И в ранней грусти глаз. И был я в розовых цепях. У женщин много раз. А.Блок
« Сегодня я – Гений ! « Иллюстрация к поэме « 12 « Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках … Ах. Ах пади!....
Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее ТЕБЯ не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать. По улица ходят тени, Не пойму – живут, или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. А хмурое небо низко – Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты – там.
Иллюстрация к «БАЛАГАНЧИКУ » Вот открыт балаганчик Для веселых и славных детей, Смотрят девочка и мальчик На дам, королей и чертей. И звучит эта адская музыка, Завывает унылый смычок. Страшный черт ухватил карапузика, И стекает клюквенный сок.
А.Блок и революция После Октябрьской революции, уже в первые месяцы, Блок в состоянии творческого подъема создает поэмы «Двенадцать», «Скифы», пишет статью «Интеллигенция и революция. Он с восторгом принимает революцию, видя в ней «очистительную силу». Он верит, что в общественной жизни наступит гармония и восторжествует гуманность, что трагизм человеческого существования будет преодолен.
В скором времени все благие помыслы и стремления Блока потерпели поражение. Революция с собой принесла – идеализированность, партийную направленность, стремление заставить писать на заданную тему – все это никак не могло удовлетворить поэта. Это привело к полному разочарованию, что и стало причиной глубокой депрессии Блока. В последние годы он почти ничего не писал. Причиной этому, возможно, и послужат личные неурядицы и события в стране. В 1921 году 7 августа перестало биться сердце «рыцаря» поэзии начала XX века, «замолк трагический тенор эпохи» ( А.Ахматова)