Основные способы словообразования ( (закрепление изученного) Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»
погода погодка погодный непогодка погодушка непогода непогожий ( черед. д-ж ) погожий ( черед. д-ж ) непогодушка непогодица занепогодить
официально-деловой разговорныйнаучный публицистическийхудожественный Стилистически нейтральные слова погода
Стилистически окрашенные слова Хорошая сегодня погодка! Подольше бы простояла такая погодушка! Ну и погодка сегодня! разговорный художественный погодушка погодка
брат братик браток братец братушка братан братишка братишечка Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Ваня Ванька Ванюша Ванечка Ванятка Ванюшка Уменьшительно-ласкательные суффиксы Ванюшечка
Ель выросла на самой кромке большущего оврага… Жить ёлке было трудно, ведь овраг – всегда враг: обсыпался и свалил дерево. Вот почему ещё в детстве она изо всех сил надёжно укрепилась в земле корнями. Не гналась за высоким ростом, за прямотой ствола. А выросла ёлка и положила свои нижние лапушки прямо на землю – пусть и они помогают держаться. Лапушек три, все широкие, крепкие… Лапушки зелены и добры. Это они в своей границе пропустили земляничник, и над ними жаринками горели ягоды. Это они пропустили и оберегали белый гриб… Для меня. Ёлка с лапушками на земле не пропадёт и на кромке оврага. Я в этом уверен.
лапа лапушки большой большущего жар жаринки (суффиксальн.) Проверьте себя!
Золотой дождь. Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми. Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались. Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото.
Сыплется осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Тихо в лесу. Выпишите имя существительное, образованное суффиксальным способом (писать строчными буквами, сохраняя форму слова, каждую букву в отдельном поле). Выпишите имя прилагательное, образованное суффиксальным способом. Выпишите слово, образованное приставочным способом.
Использованные источники 1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока 2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
Презентацию подготовила Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования