ВТГ по теме: «Формирование универсальных учебных действий как основа саморазвития и самосовершенствования учащихся» Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое. Питер Друкер
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Состав группы: Смирнова Юлия Владимировна - учитель химии и биологии, ВКК, руководитель группы Кравец Елена Владимировна – учитель истории и обществознания, ВКК Лоевец Елена Владимировна – учитель истории и обществознания, ВКК Немеш Наталья Александровна – учитель русского языка и литературы, ВКК Харламова Ольга Владимировна – учитель физики, I КК
Цель создания ВТГ: Проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие личности возможностями различных предметов
Задачи : Изучение теоретического материала по данному вопросу Повышение профессиональной компетентности педагога; Развитие рефлексивных навыков; Отслеживание динамики процесса.
Объект исследования: Универсальные учебные действия Предмет исследования: Универсальные учебные действия, как средство формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и «компетентности к обновлению компетентностей»
Гипотеза : Обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин позволит создать оптимальные условия для саморазвития и самореализации школьников.
Ожидаемые результаты: 1. Выработка алгоритмов деятельности по формированию и развитию УУД средствами различных образовательных дисциплин 2.Создание банка данных по исследуемому вопросу. 3. Повышение профессиональной компетенции учителей.
Темы заседаний ВТГ: СрокФормы работыОтветственный ОктябрьПонятия об УУД и их роли в саморазвитии и самореализации школьников. Смирнова Ю.В. ДекабрьУУД - рефлексия, как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, как важнейший фактор личностного самосовершенствования. Лоевец Е.В. ФевральМотивация – как средство саморазвития и самореализации личности. Эмоциональный компонент мотивации учения Кравец Е.В. МайПредставление алгоритмов деятельности по формированию и развитию УУД средствами различных образовательных дисциплин. Все члены группы.
УУД – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД состоят: во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, во -вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности, в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Миссия лицея Воспитание успешной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, способной к адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере, связанной с естественнонаучной, информационно- технологической областями деятельности.
Общие рекомендации по формированию УУД : 1.Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся. 2.Определение ориентировочной основы каждого УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся в его выполнении. 3.Поэтапная отработка универсальных УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. 4. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее благоприятных для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы УУД применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД
Приемы работы с текстом: Найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); поставь вопросы к данному абзацу; составь суждение по тексту параграфа…; выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе. Расскажи по опорным словам (разверни информацию); заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы …; создай таблицу (сверни информацию) по …; составь план изучения темы … (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, вещества, свойства веществ); составь набор понятий темы…
Классификация Впишите формулы кислот в соответствующие фигуры H 2 S, H 2 SO 4, HNO 3, CH 3 COOH, H 3 PO 4 Двухосновные кислоты Кислородсодержащие кислоты
Установление аналогий: Реши смысловые пропорции Катализатор: ускоряет = … : замедляет Эндотермическая : энергия поглощается = экзотермическая : энергия … Митохондрия : синтез АТФ = хлоропласт : … Рибосома : немембранное строение = … : двухмембранное строение
могу умею знаю