О творчестве Александра Галича
«Мне всё-таки было под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был благополучным драматургом, благополучным советским холуём. Я и понял, что так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду.»
Александр Галич один из первых среди бардов открыто выступил против официальной лжи, против всевластия партийного аппарата, против бессилия и страха. Что же это за правда ? О чём пел А. Галич ?
Александр Аркадьевич Галич родился в 1918 году, детство прошло в Севастополе.
Потом семья перебралась в Москву, в Кривоколенный переулок.
В 1935 году, окончив 10 классов средней школы, Галич поступил на поэтическое Литературного института и одновременно в театральную Школу - студию под руководством Станиславского.
В годы войны Галич в составе фронтового театра Валентина Плучека со спектаклями и концертами объездили весь фронт.
После войны Галич оставляет актёрскую студию и начинает работать как драматург : он – автор комедии « Вас вызывает Таймыр », один из авторов фильма « Верные друзья »; он пишет для театра пьесы « Пути, которые мы выбираем », « Август », « Матросская тишина ».
А вскоре в судьбе Галича начался новый этап. Об этом он сам писал так : « Пути Господни неисповедимы, но не случайны. Не случайна была та бессонная ночь в вагоне поезда Москва – Ленинград », когда я написал свою первую песню « Леночка ».
Постепенно песни Галича завоевали всю страну. Их, конечно, не передавали по радио, не включали в праздничные концерты, не печатали и издавали пластинок. Пути его песен были другие ; через самиздат, через магнитофонные записи. Бродит Кривда с полосы на полосу, Делится с соседкой Кривдой опытом. Но гремит напетое вполголоса, Но гудит прочитанное шёпотом
Март 1968 года. Новосибирский Академгородок. Единственный открытый концерт Галича. Он исполняет знаменитое « Посвящение Пастернаку ». Разобрали венки на веники, На полчасика погрустнели… Как гордились мы, современники, Что он умер в своей постели !
Песня « Петербургский романс » вроде бы посвящена декабристам, вышедшим на Сенатскую площадь. Но дата говорит о другом : о событии 22 августа 1968 года - дне, когда советские танки вошли в Прагу, а 6 наших сограждан вышли с протестом на Красную площадь. И всё так же, не проще Век наш пробует нас - Можешь выйти на площадь В тот назначенный час ?!
« Песня исхода » посвящена уезжающим из страны Виктору и Галине Некрасовым, которых система вытолкнула из страны. Я не плакальщик и не стража И в литавры не буду бить. Уезжаете ?! Воля ваша ! Значит - так посему и быть ! Я стою… Велика ли странность ?! Я привычно машу рукой ! Уезжайте ! А я останусь. Кто - то должен, презрев усталость, Наших мёртвых хранить покой !
Но вышло, к сожалению иначе… В том 1971 году прошло заседание секретариата Московского отделения Союза писателей, на повестке дня которого стоял один вопрос : « об исключении писателя Галича Александра Аркадьевича из членов Союза советских писателей за несоответствие высокому званию члена данного Союза ». Галича обвинили в политической неблагонадёжности, антисоветчине, в нелюбви к родине. Не медведи, не львы, не лисы, Не кикимора и сова – Были лица – почти как лица И почти как слова – слова.
Говорят, в доказательство неблагонадёжности Галича на том самом заседании прокрутили « Старательский вальсок » - одну из самых прямых и жёстких его песен. Вот как просто попасть в богачи, Вот как просто попасть в первачи, Вот как просто попасть - в палачи : Промолчи, промолчи, промолчи ! « Молчальники », вышедшие в « начальники », узнавали себя в этих строчках и мстили за собственную слабость, трусость.
« …Я уезжаю из Советского Союза, но не из России… моя Россия остается со мной !»
Россия в стихотворении « Русские плачи » - это сторона, где « плачут вятичи, что не стало России », где плакал в церкви юродивый, что пропала Россия », А гоголевская птица - тройка « объявилась чрезвычайкой в Лефортово !» Я молю тебя : - Выдюжи ! Будь и в тленье живой, Чтоб хоть в сердце, как в Китеже, Слышать благовест твой !..
В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать : « …я ведь в сущности не уезжаю. Меня выгоняют… Единственная моя мечта, надежда, вера, счастье – удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый - то я вернусь наверняка ». А там, вдали от России, ему стало трудно писать Понимаю, что просьба тщетна: Поминают поименитей! Ну, не тризною, так хоть чем-то, Хоть всухую, да помяните! Хоть за то, что я верил в чудо, И за песни, что пел без склада, И про то, что мне было худо, Никогда вспоминать не надо! «Черновик эпитафии»
Гибель Галича в 1977 году многим показалась случайной и нелепой : он взялся рукой за оголённый провод магнитофона..
Александр Галич вернулся. Вернулся в свою страну, в свой город – песнями, стихами, памятью и легендой.