МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С 15 г.Ковров ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Комплексное использование факторов природы – как средство формирования привычек здорового образа жизни и экологических представлений дошкольников» Автор опыта: Кувшинчикова Елена Николаевна воспитатель МДОУ 15 1 й квалификационной категории ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Комплексное использование факторов природы – как средство формирования привычек здорового образа жизни и экологических представлений дошкольников» Автор опыта: Кувшинчикова Елена Николаевна воспитатель МДОУ 15 1 й квалификационной категории
Условия возникновения и становления опыта Много лет работая над темой создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, наш детский сад ищет новые возможности укрепления здоровья воспитанников. На территории детского сада есть « уголок леса», « уголок садовых растений», огород, разнообразные цветники и клумбы, аллея хвойных деревьев, аллея экзотических растений ( туя и др.) В ДОУ функционирует «зимний сад». В связи с вышесказанным, вполне возможным нахожу использование положительного влияния окружения окружающей среды нашего ДОУ для укрепления здоровья детей. Много лет работая над темой создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, наш детский сад ищет новые возможности укрепления здоровья воспитанников. На территории детского сада есть « уголок леса», « уголок садовых растений», огород, разнообразные цветники и клумбы, аллея хвойных деревьев, аллея экзотических растений ( туя и др.) В ДОУ функционирует «зимний сад». В связи с вышесказанным, вполне возможным нахожу использование положительного влияния окружения окружающей среды нашего ДОУ для укрепления здоровья детей. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Актуальность и перспективность передового опыта. Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения ведущими среди которых являются нарушения опорно- двигательного аппарата, сердечнососудистой системы. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья на 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% от действия окружающей среды, 10% -от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50%зависят от самого человека, от того образа жизни который он ведет. Именно в раннем детстве, дошкольном возрасте формируется здоровье взрослого населения. Тема «Комплексное использование факторов природы как средство формирования привычек ЗОЖ и экологических представлений дошкольников» весьма актуальна. Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения ведущими среди которых являются нарушения опорно- двигательного аппарата, сердечнососудистой системы. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья на 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% от действия окружающей среды, 10% -от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50%зависят от самого человека, от того образа жизни который он ведет. Именно в раннем детстве, дошкольном возрасте формируется здоровье взрослого населения. Тема «Комплексное использование факторов природы как средство формирования привычек ЗОЖ и экологических представлений дошкольников» весьма актуальна. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Ведущая идея опыта. Ведущей педагогической идеей является комплексный подход к проблеме оздоровления детей через формирование привычек ЗОЖ и экологическое воспитание дошкольников, неразрывную связь с другими сторонами воспитания и обучения. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Теоретическая база опыта. Принципы: Научности Доступности Системности Гуманистической направленности обучения И воспитания дошкольников на основе личностно- ориентированной педагогики Принципы: Научности Доступности Системности Гуманистической направленности обучения И воспитания дошкольников на основе личностно- ориентированной педагогики Развивающая педагогика оздоровления Ю.Ф. Змановского, программа «Радуга», Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой Опыт работы белорусского педагога Л. И. Дурейко, его курс программы «Здоровый образ жизни», «Природа и здоровье » Развивающая педагогика оздоровления Ю.Ф. Змановского, программа «Радуга», Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой Опыт работы белорусского педагога Л. И. Дурейко, его курс программы «Здоровый образ жизни», «Природа и здоровье » Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Новизна опыта. Данный опыт является системой работы по формированию здорового образа жизни и экологических представлений дошкольников. Опыт предлагает систему, которая позволяет планомерно и целенаправленно применять в воспитательно - образовательном процессе экологические занятия, дидактические игры, систему наблюдений живой и неживой природы по сезонам. Данный опыт является системой работы по формированию здорового образа жизни и экологических представлений дошкольников. Опыт предлагает систему, которая позволяет планомерно и целенаправленно применять в воспитательно - образовательном процессе экологические занятия, дидактические игры, систему наблюдений живой и неживой природы по сезонам. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Технология опыта Цель: Оздоровление дошкольников через развитие привычек здорового образа жизни и экологического воспитани я. Задачи: Оздоровление детей через природные факторы, укрепление их нервно- психического здоровья. Формирование элементарных представлений о сущности экологических проблем, навыков и привычек правильного поведения в природе. Формирование ответственности у ребенка за сохранение и укрепление своего здоровья; Самооценка своих возможностей; привычек ЗОЖ дошкольников. Развитие личности ребенка через общение с природой, воспитание гуманного отношения детей к окружающему миру. Задачи: Оздоровление детей через природные факторы, укрепление их нервно- психического здоровья. Формирование элементарных представлений о сущности экологических проблем, навыков и привычек правильного поведения в природе. Формирование ответственности у ребенка за сохранение и укрепление своего здоровья; Самооценка своих возможностей; привычек ЗОЖ дошкольников. Развитие личности ребенка через общение с природой, воспитание гуманного отношения детей к окружающему миру. В основе опыта лежит система развития познавательной деятельности, включающая в себя: специально организованную деятельность; совместную деятельность взрослого и ребенка; самостоятельную деятельность ребенка. специально организованную деятельность; совместную деятельность взрослого и ребенка; самостоятельную деятельность ребенка. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Опыт включает 3 этапа 1 этап – Аналитический: подбор диагностических методик по обследованию уровня познавательной деятельности детей подбор, изучение литературы 2 этап – Организационно-методический: составление перспективного плана работы с детьми, подбор и разработка дидактических игр и пособий 3 этап – Практический: проведение занятий с использованием дидактических игр и пособий; индивидуальная работа с детьми; апробация активных методов организации занятий (создание мотивации и постановка проблемных ситуаций 1 этап – Аналитический: подбор диагностических методик по обследованию уровня познавательной деятельности детей подбор, изучение литературы 2 этап – Организационно-методический: составление перспективного плана работы с детьми, подбор и разработка дидактических игр и пособий 3 этап – Практический: проведение занятий с использованием дидактических игр и пособий; индивидуальная работа с детьми; апробация активных методов организации занятий (создание мотивации и постановка проблемных ситуаций Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Адресная направленность. Опыт может представлять интерес для воспитателей ДОУ, независимо от реализуемых программ. Может использоваться как полностью, так и частично. Опыт может представлять интерес для воспитателей ДОУ, независимо от реализуемых программ. Может использоваться как полностью, так и частично. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Трудоемкость. Работа по данной теме не требует специального обучения, большого количества времени, особых материальных затрат, оборудования. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Результативность. В период с 2006 года по 2009 года отмечается стабильность в развитии положительной динамики познавательной сферы с 5% до 64%. В результате систематической работы по данной теме у детей формируется потребность к здоровому образу жизни. В период с 2006 года по 2009 года отмечается стабильность в развитии положительной динамики познавательной сферы с 5% до 64%. В результате систематической работы по данной теме у детей формируется потребность к здоровому образу жизни. Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Развлечение «Витаминки» Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
На уроке доктора ВОДЫ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива
Стенд для родителей Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива