Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Евгений Гашо Центр энергетической модернизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Advertisements

1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности К полномочиям органов местного.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
1 27 ноября 2009 года вступил в силу Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Целью Федерального закона.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Транксрипт:

Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Евгений Гашо Центр энергетической модернизации Особенности и недостатки нормативно -правовой базы энергосбережения: опыт региональных проектов и целевых программ

Удельное потребление ТЭР в регионах, тут/чел 2

Удельное потребление электроэнергии населением, кВт*ч/чел в год 4 Норвегия – 7000 кВт*ч Канада – 4500 кВт*ч Россия – 825 кВт*ч

Энергосбережение или энергоэфективность? 5 Необходимый рост энергооснащенности жилищ – в 2,5-3 раза; Рост жилищного строительства и обеспеченности жильем до 30 м2/чел; Увеличение энергооснащенности технологических процессов (в том числе в сфере услуг и ЖКХ); Повышение качества коммунальных услуг (соблюдение параметров подаваемой электроэнергии и теплоносителя); Активное развитие экологически чистых видов транспорта (метро, метротрамвай, монорельс, скоростные поезда); Переход на электронагрев (электроплазменный) в ряде металлургических технологий для улучшения качества продукции; Освоение прорывных технологий нового поколения (переработки мусора, сжижения угля, очистки воды и др.); Рост энергозатрат на природоохранное оборудование и технологии. СКОЛЬКО ЭНЕРГИИ ЭТО ПОТРЕБУЕТ ?!?

Глава IОбщие положенияСтатьи 1-5 Глава IIПолномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Статьи 6-8 Глава IIIГосударственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Статьи 9-14 Глава IVЭнергетическое обследование. Саморегулируемые организации в области энергетических обследований Статьи Глава VЭнергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов) Статьи Глава VIИнформационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Статьи Глава VIIЭнергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности Статьи Глава VIIIГосударственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Статья 27 Глава IXГосударственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и ответственность за их нарушение Статьи Глава XЗаключительные положенияСтатьи Структура Федерального закона 261-ФЗ

Государственное регулирование в области энергосбережения осуществляется путем установления: 7 1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов; 2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей; 3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; 4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; 5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования; 6) требований к энергетическому паспорту; 7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества многоквартирного дома; 8) требований к энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд; 9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; 11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Энергосбережение в бюджетной сфере 8 Нормативные правовые акты Правительство Российской Федерации Минэкономразвития России Минэкономразвития России, Минэнерго России Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Минфин России Администра- тивные меры Минфин России, Распорядители бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований Минэнерго России Определение порядка установления требований по энергетической эффективности для товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд Введение обязательных требований по закупке наиболее энергоэффективных товаров Утверждение типовой формы энергосервисных контрактов Внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы финансирования бюджетных учреждений в части энергосервисных контрактов Утверждение порядка и правил проведения энергетических обследований Ограничение лимитов расходов на потребляемые энергоресурсы на 15% от уровня 2010 года в течение 5 лет Проведение энергетических обследований органами власти и бюджетными учреждениями 1 раз в 5 лет Установка органами власти и бюджетными учреждениями приборов учета потребления энергоресурсов до г.

Удельные расходы тепла и топлива на отопление зданий 9 Удельный расход топлива кг.у.т./чел*ГСОП Стокгольм – 0,123 Уфа – 0,13-0,15 Москва – 0,19-0,22 Воркута – 0,4 Вена – 0,5 Берлин – 0,84 Лондон – 0,9 Париж – 1,04 Рим – 3,6

Задачи % оснащения объектов бюджетной сферы приборами учета всех видов энергоресурсов. 2. Формирование структуры управления процессом энергосбережения в Федеральных органах власти, а также в ведомствах, закрытых для свободного доступа (Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной службе исполнения наказаний) 3. Создание рынка энергосервисных услуг в бюджетной сфере. Механизмы реализации. 1.Обязательность энергетических обследований, энергетической паспортизации и разработки и реализации программ энергосбережения на объектах бюджетной сферы; 2.Согласование программ энергосбережения на объектах федеральной бюджетной сферы, а также утверждение системы отчетности по их реализации в Министерстве энергетики РФ; 3.Создание условий для реализации энергосервисных контрактов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, в том числе за счет введения требования сохранения обязательств бюджета по энергосервисным контрактам, срок действия которых превышает срок бюджетного периода; 4.Создание системы категорирования по уровню энергоэффективности бюджетных организаций; 5.Определение нормативных требований по минимальному уровню энергоэффективности объектов бюджетной сферы, прошедших капитальный ремонт; 6.Внедрение в систему государственных закупок требований по параметрам энергоэффективности к изделиям и оборудованию, потребляющему энергоресурсы; 7.Реализация в регионах пилотных проектов: «энергоэффективная школа», «энергоэффективный детский сад», «энергоэффективное лечебное учреждение». Механизмы реализации в бюджетной сфере

Энергосбережение в жилищной сфере 1 Администра -тивные меры Нормативные правовые акты Жилинспекция Правительство Российской Федерации Контроль за выполнением собственниками квартир (помещений) требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах в части выполнения стандартного комплекса мероприятий по энергосбережению Установление порядка формирования перечня мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества в многоквартирных домах Финансиро- вание, софинанси- рование Информи -рование Утверждение Перечня мероприятий (действий) по энергосбережению в отношении общего имущества в многоквартирном доме Утверждение существенных условий и (или) типовых форм энергосервисных соглашений, заключаемых регулируемыми организациями с собственниками жилых домов Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ресурсоснабжающие организации Минрегион России Минэкономразвития России Субсидии Введение для населения «субсидируемой» нормы потребления энергоресурсов с соответствующим повышением тарифа на объемы, сверх «субсидируемой» нормы ФСТ России, органы власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов Софинансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в частном жилищном фонде В «частном» жилом фонде: установка приборов учета, в том числе с двухставочным тарифом и проведение населением энергообследований, заключение энергосервисных соглашений В региональном и муниципальном жилом фонде: проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, установка приборов учета, в том числе с двухставочным тарифом и проведение энергообследований

12 Теплопотребление зданиями после капремонта

13 1.Задачи. 1.Стимулирование жителей к приобретению энергоэффективной бытовой техники, в том числе посредством потребительского кредитования закупок энергоэффективных товаров и услуг по энергосбережению % оснащение квартир приборами учета воды, многотарифными счетчиками электроэнергии. 3.Создание рынка энергосервисных услуг в жилищной сфере. 4.Стимулирование управляющих компаний к проведению работ по энергосбережению в жилищном фонде. 5.Создание системы категорирования домов по классу энергоэффективности, повышение категорийности зданий при проведении капитального ремонта. 1.Механизмы реализации. 1.Ввести механизм централизованных закупок энергоэффективных товаров и услуг для их реализации гражданам с привлечением управляющих компаний. 2.Организация работы по сбору заявок граждан с возможностью осуществления централизованных закупок энергоэффективной бытовой техники. 3.Обязательные энергетические обследования зданий с установлением классов энергоэффективности и внесением результатов (энергетических паспортов) в государственный энергетический реестр. 4.Обязательное размещение в подъездах указателей категории зданий по энергоэффективности. 5.Разработка региональных требований по энергоэффективности зданий при проведении капитальных ремонтов. 6.Разработка и обеспечение доступности типовых технических решений по энерго- и ресурсосбережению при проведении капитального ремонта зданий. 7.Привлечение частных инвестиций в энергосбережение через энергосервисные контракты. Механизмы реализации в жилом фонде

Регулируемые организации и организации с государственным и муниципальным участием 14 Регулируемые организации и организации с государственным и муниципальным участием ФСТ России Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований Правительство Российской Федерации Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований Нормативные правовые акты Программы Тарифное регулирование Субсидии Разработка/Утверждение/Реализация программ Учет затрат на реализацию программ по энергоэффективности при формировании инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций Утверждение Правил предоставления субсидий субъектам РФ и муниципалитетам на реализацию инвестиционных программ регулируемых организаций и организаций ЖКХ Организация работ по получению субсидий из федерального бюджета Разработка и утверждение типовых требований к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности регулируемых организаций и организаций с государственным и муниципальным участием Росимущество Администра- тивные меры Обеспечение принятия органами управления организаций с государственным и муниципальным участием, в состав которых входят представители государства решений о разработке/утверждении программ и контроль за исполнением Источники финансирования: введение долгосрочных тарифов, сохранение за регулируемой организацией экономии, получаемой от осуществления мероприятий по сокращению потерь энергоресурсов, на период не менее 5 лет Минэнерго России, Минэкономразвития России, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие управление государственным или муниципальным имуществом

Возможности энергосбережения у потребителей 15

Повышение энергоэффективности энергоисточников 16 Задачи. 1. Достичь нормативных значений энергоэффективности на существующих энергоисточниках за счет их модернизации и реконструкции, а также вывода из эксплуатации неэффективных энергоисточников. 2. Довести к 2020 г. долю выработки тепловой энергии в комбинированном цикле до 45% от общей выработки тепловой энергии всеми энергоисточниками. 3. Обеспечить соответствие новых энергоисточников современным требованиям энергоэффективности; 4. Обеспечить тиражирование проектов строительства высокоэффективных ТЭЦ с применением преимущественно отечественного оборудования. Механизмы реализации. 1. Запрет на строительство энергоисточников, не предусмотренных программой комплексного развития инженерной инфраструктуры. 2. Введение порядка распределения тепловой нагрузки в пользу более энергоэффективных источников комбинированной выработки. 3. Запрет на строительство конденсационных электростанций в городах. 4. Введение требований на применение электрокотельных только в зонах избыточной электрической мощности или электроэнергии с низкой себестоимостью. 5. Создание нормативной правовой базы, устанавливающей требования к вновь строящимся и реконструируемым энергоисточникам, введение в технические регламенты требований к энергоэффективности. 6. Поэтапный запрет на эксплуатацию котельных с устаревшим неэффективным оборудованием, высокими удельными расходами топлива. Доведение удельных расходов до 158 кг у.т./Гкал при работе на газе, до 168 кг у.т./Гкал при работе на жидком топливе, до 177 кг у.т./Гкал при работе на твердом топливе. 7. Совершенствование системы нормирования удельных расходов топлива, аналогично механизмам контроля промышленной безопасности. 8. Осуществление НИОКР за счет средств федерального бюджета по современным энергоисточникам

Региональные и муниципальные программы 17 Нормативные правовые акты Субсидии Введение в состав показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Утверждение: требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности правил предоставления субсидий субъектам РФ и муниципальным образованиям на реализацию «лучших» программ Президент Российской Федерации Правительство Российской Федерации Утверждение примерной программы, в качестве рекомендательной для субъектов РФ и муниципальных образований Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Минэнерго России Утверждение критериев и порядка отбора «лучших» программ, на реализацию которых выделяются субсидии из федерального бюджета Минэкономразвития России Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований Минэкономразвития России, Минэнерго России Утверждение Правил выделения субсидий субъектам РФ и муниципальным образованиям на реализацию «лучших» региональных и муниципальных программ Организация получения субсидий из федерального бюджета на реализацию «лучших» программ Отбор перечня «лучших» программ, на реализацию которых выделяются субсидии Утверждение: значений целевых показателей программ, региональных и муниципальных программ Реализация региональных и муниципальных программ

Типы программ (стратегий) энергосбережения 18 Наименование программ Цели программы Инструментарий и подходы Основные механизмы Законодатель но обусловленны е программы Выполнение требований Федерального законодательства Распределение требований по секторам и муниципалитетам Законодательные требования, стандарты, нормативы Инвестиционн ые программы с ограничениям и Максимально эффективное освоение имеющихся ресурсов региона Анализ потерь и потенциалов энерго- сбережения во всех секторах региона Выбор наиболее инвестиционно привлекательных мероприятий и проектов Территориаль но сопряженные программы Сбалансированное развитие энергоисточников и комплекса потребителей Топливно- энергетические балансы промузлов и агломераций региона Сбалансированна я тарифная политика, управление спросом Проблемно ориентирован ные программы Решение ключевых проблем энергобезопасност и и развития регионов Выявление иерархии проблем энергобезопасности и энергоэффективнос ти Реализация приоритетных проектов, повышение энергобезопаснос ти

Регион на 93 % обеспечивается энергоресурсами на основе привозного топлива; Низкая плотность населения (2,1 чел/кв.км) и наличие обширных зон децентрализованного энергоснабжения; Высокая степень износа энергетического хозяйства; Низкая эффективность использования топлива на большом количестве мелких энергоисточниках; Значительный потенциал местных нетрадиционных энергоресурсов (отходы деревообработки), возобновляемой энергетики. Архангельская область

Сильнейшая (~90%) мазутозависимость региона – и это при том, что мощности Кольской АЭС загружены на 50%, каскада 17 ГЭС – менее 50% Строительство завода по сжижению Штокманского газа потребует около 2 ГВт электрических мощностей Значительный потенциал ветроэнергетики Мурманская область

Промышленность ( « Воркутауголь » ) потребляет свыше 41 % ТЭР (64% эл.энергии и 21% тепла, население – около 30 %, бюджетная сфера – 8 %. Общее потребление – около 11 тут/чел Потери в сетях – 9-13 %, перетопы минимальны Население получает « свои » 2 тут с издержками около 2,3 тут 14% мазута в общей доле топлива имеют « вес » в 37% в себестоимости тепла Структура потенциала энергосбережения

Базовые направления энергосбережения 23 «Срочно» - «Не срочно»: параметр зависит от двух критериев: 1.текущее нормативно-правовая база (требования законодательства в сфере энергосбережения); 2.текущее положение в энергообеспечении м.о. Воркута. «Важно» - «Не важно»: параметр зависит только от текущего положения в энергообеспечении м.о. Воркута.

Особенности муниципальных программ 24 Численность населения в МО Число МО такого типа Доля населения этих МО в краевом Приоритетные секторы энергосбережения до тыс. чел.51 % Бытовое потребление газа населением 35 – 65 тыс. чел % Применение возобновляемых источников энергии свыше 65 тыс. чел 533 % Системы теплоснабжения населения Высокая распределённость населения по территории края предопределяет значительное число небольших поселений, в которых проживает практически половина жителей. Около 16 % населения проживает в городах тыс.чел и 33 % - в 5 самых крупных городах края. Анализ показал, что помимо традиционных секторов ответственности муниципалитета (жилье, бюджетная сфера, муниципальные предприятия), потенциал энергосбережения в этих разных типах муниципальных образований сосредоточен в различных сегментах энергообеспечения.

Приоритеты краевой программы энергосбережения 25

Структура потенциала энергосбережения в мегаполисах (Москва) 26

Прогнозные стратегии энергосбережения в мегаполисе (Москва) 27

Взаимоувязанная поэтапная политика энергосбережения 28 Технический комплекс Системы учета и мониторинга Нормативы, лимиты ТЭР Тарифное регулирование, Нормативно- правовая база Реклама и подготовка кадров Первоначальный аудит элементов системы. Выбор объектов для пилотных проектов. Установка приборов учета ресурсов Сбор тарифов, нормативов, лимитов по всем группам потребителей Анализ законодательств а в области обращения ТЭР. Анализ кадровой обеспеченности Создание демонстрационных объектов и зон эффективного энергопотребления Массовая установка приборов учета. Оценки эффективности по удельным показателям потребления ТЭР Предварительный анализ тарифов, анализ групп потребителей и графиков нагрузки Определение "нестыковок" законодательны х актов разного уровня. Пропаганда энергосбережени я, начало подготовки кадров. Составление энергетических балансов элементов системы. Паспортизация потребителей. Определение максимальных потерь. Установка приборов учета на большинстве объектов по территориям. Анализ удельных показателей потребления ресурсов. Анализ сбалансированности тарифов, выявление технологических зон для сокращения энергопотребления Выработка поправок в законодательны е акты и регламенты Отработка информацион-х материалов энергосбережени я Углубленный аудит. Анализ энергетических балансов элементов и систем в целом. Интеграция узлов учета ресурсов в автоматизированные системы учета САУР Пересмотр и коррекция нормативов потребления ТЭР Отработка использования многоставочных тарифов для управления спросом Согласование поправок в законодательств е разных уровней Обмен опытом и реализация примеров и пилотных проектов Освоение новой техники снижения и утилизации потерь энергоресурсов Создание биллинговых систем на основе САУР Установление гибких нормативов по группам потребителей Оплата ресурсов потребителями по факту. Процедуры гармонизации законодательств а Управление спросом и пропаганда энергосбережени я

Создание государственной системы управления и контроля за энергоэффективностью Разработка и коррекция региональных и муниципальных программ энергосбережения Контроль за разработкой отраслевых программ, программ регулируемых организаций Развитие нормативной правовой базы и стандартов Отработка м еханизм ов финансирования мероприятий программы Развитие информационной системы и пропаганды энергосбережения Создание государственной системы управления и контроля за энергоэффективностью Разработка и коррекция региональных и муниципальных программ энергосбережения Контроль за разработкой отраслевых программ, программ регулируемых организаций Развитие нормативной правовой базы и стандартов Отработка м еханизм ов финансирования мероприятий программы Развитие информационной системы и пропаганды энергосбережения Гармонизация законодательства на Федеральном и региональном уровнях Отработка системы требования и стандартов по энергоэффективности Разработка и внедрение отечественного оборудования с высокими показателями энергоэффективности Переход к модернизации энергогенерирующего оборудования и распределительных сетей Модернизация коммунальной энергетики Гармонизация законодательства на Федеральном и региональном уровнях Отработка системы требования и стандартов по энергоэффективности Разработка и внедрение отечественного оборудования с высокими показателями энергоэффективности Переход к модернизации энергогенерирующего оборудования и распределительных сетей Модернизация коммунальной энергетики Федеральный закон «Об энергосбережении» Утверждение необходимых «подзаконных» актов Требования к региональным и муниципальным программам энерго сбережения Федеральная целевая программы энергосбережения Комплекс механизмов финансирования мероприятий энергоэффективности Федеральный закон «Об энергосбережении» Утверждение необходимых «подзаконных» актов Требования к региональным и муниципальным программам энерго сбережения Федеральная целевая программы энергосбережения Комплекс механизмов финансирования мероприятий энергоэффективности 29 Государственная политика энергосбережения Этап 1 Этап 2 Этап 3 Р е ализова но ?

Наилучшие доступные технологии энергоэффективности 30 Система менеджмента энергоэффективности Планирование и определение целей и задач Энергоэффективное проектирование Повышение степени интеграции процессов Поддержание мотивации в процессе осуществления инициатив в энергоэффективности Поддержание квалификации персонала Обмен информации Эффективный контроль производственных процессов Техническое обслуживание Мониторинг и измерения Энергоаудит и энергодиагностика Анализ энтальпии и эксергии (Пинч – анализ) Термоэкономика Энергетические модели, БД и балансы Оптимизация параметров использования энергоресурсов

Структура программных механизмов энергосбережения 31

Методология построения региональных программ 32

Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 гг. и на перспективу до 2020 г.» (Постановление правительства Москвы 1012 от г.) Энергосбережение как ключевой фактор модернизации ЖКХ.// Коммунальный комплекс г. 11. Стратегия развития энергосбережения в Архангельской области до 2020 г. Карта Российского теплоснабжения.// Коммунальный комплекс г. 5. Инвестиционная программа энергосбережения Мурманской области до 2020 г. Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Уфе на гг. и на перспективу до 2020 г.» «Давайте попробуем не замерзнуть» // Эксперт Гашо Е.Г. Особенности эволюции городов, промузлов, территориальных систем жизнеобеспечения. – М., 2006 г. Программа энергосбережения Краснодарского края на период гг. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности

Управление программ энергосбережения ВНИПИэнергопрома Центр энергетической модернизации