ОФИЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ Д О К У М Е Н Т А Ц И Я на уроках русского языка. (Выступление на региональном методическом совете) Преподаватель русского языка и литературы Ченцова Н.М. - ГАОУ НПО ПУ 80
Уважаемые коллеги! Одной из важнейших проблем, стоящих сегодня перед педагогами профессионального училища, является повышение качества подготовки выпускников, т.к. обществу необходимы грамотные, интеллектуально и культурно развитие люди, что обусловлено использованием компетентностного подхода в образовании. На уроках русского языка я ориентирую учащихся на умение вести профессиональный диалог, составлять, оформлять официально – деловую документацию, т.е. использую материал, ориентированный на будущую социальную роль выпускника.
Основываясь на принципы современного образования - дифференциация и индивидуализация обучения – я внесла в «Рабочую программу» по русскому языку для обязательного изучения некоторые жанры деловой речи. Часы на изучение деловых документов взяла из резерва. Цель деловых бумаг – информация, реализация – монолог. Ведь человек не живёт отдельно от общества. Живя в обществе, он вступает в правовые отношения. Эти отношения определяются государством, учреждением. Естественно, что правовая сфера общения – это о общественная коммуникация. Целью официально –делового стиля является установление правовых отношений между государством и гражданами.
В основу методики обучения деловой речи положен принцип постоянного повторения и углубления знаний и формирования навыков о жанрах деловых бумаг. Многолетние наблюдения за работой по данному вопросу привили к выводу: близкие или схожие жанры деловых бумаг усваиваются успешнее, если объединить их для целей обучения в условные тематические группы. Включение жанра в ту или иную тематическую группу имеет внешнюю и внутреннюю мотивацию и учитывает «связь» между различными жанрами деловых бумаг –одинаковое или близкое «поле» их действия. Повторение в разных жанрах деловой речи ключевых слов и словосочетании, являющихся языковым материалом базового минимума, т.е. содержание этих деловых бумаг. Представляю семь тематических групп (слайды 1011)
П РИМЕР УРОКА
Ц ЕЛЬ : повторить общие признаки официально- делового стиля; научить школьников пользоваться деловой речью в определённой обстановке, в определённой жизненной ситуации; привить умения и навыки составления деловых бумаг; воспитывать социально значимую личность, свободно чувствующую в повседневной жизни: в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Д ЕЛОВЫЕ БУМАГИ : доверенность; расписка; объявление; протокол; инструкция; заявление; докладная; заявка; автобиография; акт и т.д.
О СНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОФИЦИАЛЬНО - ДЕЛОВОГО СТИЛЯ : точность, краткость, ясность излагаемого материала; стандартизованность(обилие устойчивых оборотов, использование глаголов в неопределённой форме и др.); стандартность расположения частей текста или реквизитов(обязательных составных частей делового письма); отсутствие эмоциональности; единая внешняя форма.
С ЛОВАРНАЯ РАБОТА. Заявление- 1) официальное сообщение в устной или письменной форме. Сделать заявление для печати. 2) письменная просьба о чём- нибудь. Написать заявление об отпуске. Автобиография – описание своей жизни.
С ОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗАЯВЛЕНИЯ : 1.Кому (название учреждения или должностного лица с указанием ФИО в Дат.п., а также должности). 2. От кого (ФИО в Род. п., а также должность и адрес.Предлог «от» желательно не употреблять.)
С ОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗАЯВЛЕНИЯ : 3. Заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная и т.д.) Заголовок пишется с маленькой буквы, после него ставится точка. 4.Текст документа (просьба, объяснение, сообщение и т.д.)
С ОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗАЯВЛЕНИЯ : 5.Дата (слева) 6. Подпись (справа) 7.Адрес (если не написан сверху после фамилии). 8.Приложения (справки, документ об образовании, автобиография). Иногда в документе подробно излагается просьба, её причины, указывается подробный список приложений.
О БРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ : Директору ГАОУ НПО ПУ 80 И.Б. Фурсову учащегося 209 группы Иванова Максима Петровича, проживающего по адресу ст. Брюховецкая ул. Красная 256 заявление. Прошу принять меня в секцию «Дзюдо» с года г. Иванов.
С ХЕМА АВТОБИОГРАФИИ : Заголовок ( Автобиография.) После заголовка в виде связного текста пишутся следующие данные: ФИО (Я, Иванова Юлия Сергеевна,…) Дата рождения ; Родители ( их полное имя, чем занимаются); Образование; Начало трудовой деятельности ( место работы, должность,последующие перемещения); Указать ( если имеются) поощрения, награждения; Дата (слева); Подпись ( справа).
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Напишите автобиографию, используя эту схему.Обратите внимание на употребление обособленных приложений в этом виде деловых бумаг.
И ТОГ УРОКА : Чему учились на уроке? Где пригодятся эти знания? О чём надо помнить при составлении деловых бумаг?