ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы Общеобразовательная І-ІІІ ступеней школа 5 г. Константиновка
«Нестандартные формы урочной и внеклассной работы как средство реализации компетентностного подхода при изучении русского языка и литературы» Из опыта работы: учителя высшей категории, учителя-методиста русского языка и литературы Терентьевой Светланы Алексеевны 2
Цели и задачи моей педагогической деятельности: построение учебно-воспитательного процесса на любой ступени обучения с учетом разноуровневой подготовки учащихся; активизация и развитие когнитивных и креативных способностей ребенка с учетом личностных особенностей и запросов через интеграцию учебных предметов, применение инновационных методик и систем обучения; готовность к диалогу и сотрудничеству, продуктивной дискуссии с коллегами и учениками; создание личной «копилки» наработанных методов, приемов, готовность делиться с коллегами и учиться у них. 3
4 «Нестандартные формы урочной и внеклассной работы как средство реализации компетентностного подхода при изучении русского языка и литературы» Методическая проблема:
Нестандартные уроки 5
Одним из способов реализации высокопроизводительного урока является нестандартный урок, в т.ч. интегрированный (интегративный). 6
7 Проведение таких уроков дает возможность: обеспечить высокий уровень познавательного интереса и мыслительной активности школьников; применять разнообразные интерактивные методы и средства обучения; создавать положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; экономить и целесообразно использовать учебное время интегрируемых предметов; усиливает мотивацию обучения, «погружает» в определенную историко-культурную эпоху.
Интеграция предметов 8 одного цикла (литература, язык – история, изобразительное искусство, художественная культура, иностранные языки) разных циклов (филология – математика, физика, химия, биология) стимулирует аналитико- синтетическую деятельность учащихся формирует умения перенесения знаний из одной области в другую учит анализировать и сравнивать явления объективной действительности
Формы проведения нестандартных уроков 9 деловая, ролевая игра решение лингвистических уравнений проблемно- аналитическая беседа заочное путешествие виртуальная экскурсия поэтический медиачас урок- презентация дискуссия«аккордная» форма семинары, конференции урок-концертсоздание мини- проектов по учебным темам мастер-класспогружение в эпоху урок-суд
10 Такие уроки я провожу на различных этапах изучения темы: вводные (презентации, виртуальные экскурсии, «аккродные») итоговые (путешествие, суд, дискуссия, семинар, конференция) в ходе изучения (погружение в эпоху, поэтический медиачас, мастер-класс, дискуссия)
11 Многолетний опыт проведения нестандартных и интегрированных уроков показал, что успешная реализация поставленных задач помогает: учителю: реализовать идею компетентностного подхода в обучении учащимся: повысить уровень мотивации и познавательного интереса, развивать креативные способности; приобрести навыки создания творческих проектов, социокультурного общения; формировать умение работать в команде на конечный результат; в комплексе развивать культурологическую, информационную, коммуникативную, социальную, деятельностную компетентности.
Внеклассные мероприятия 12
Формы проведения внеклассных мероприятий 13 литературно- лингвистические игры литературно- музыкальные композиции заочные путешествия театрализованные представления конференции диспуты библиотечные уроки конкурсы чтецов викторины
«Литературная гостиная» - очень органичная и эффективная форма внеклассной работы 14
15 Деятельность «Литературной гостиной» реализуется через создание учащимися под руководством учителя проектов: творческих: самостоятельное написание сценариев, подбор музыкального и художественного оформления; создание медиапрезентаций (учащиеся 9-11 классов); информационных: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, историко- культурной эпохе; анализ, обобщение фактов (учащиеся 7-11 классов); игровых: участие в театрализованных постановках по литературным произведениям (учащиеся 5-11 классов).
16 Формы работы «Литературной гостиной»: литературные вечера литературно- музыкальные композиции театрализованные постановки
Таким образом, выработанная система урочной и внеклассной работы по языку и литературе способствует реализации моего педагогического кредо – «От человека разумного – к человеку духовному» 17
Использование информационных технологий 18
19 Под моим руководством: учащиеся работают над созданием мини-проектов по литературе, куда, помимо текстового материала, таблиц, схем, иллюстраций, рисунков, входят и медиапрезентации о творчестве писателей или поэтов; собрана мультимедийная библиотека (более 20 фильмов по произведениям, изучаемым в школе и рекомендуемым для внеклассного чтения); для контроля знаний, проверки домашних заданий используются мультимедиа: тесты, интерактивные диктанты, тренажеры, кроссворды
Заключение 20
Описанные мною приемы, формы и методы работы на уроках и внеурочной деятельности, использование элементов инновационных технологий и систем обучения позволяет на практике формировать мобильную активную личность, имеющую свой опыт, превращая ученика из исполнителя в создателя, самодостаточного креативного человека 21
22 Благодарю за внимание!