Ветвления 8 класс
2 Основные теоретические сведения Примеры решения задач
3 Основные теоретические сведения Общий вид оператора ветвления Простые условия Составной оператор Составные условия
4 Общий вид оператора ветвления Условный оператор или оператор ветвления, это конструкция ветвления, записанная на конкретном языке программирования. В языке Паскаль конструкция ветвления записывается следующим образом: If then else ;
5 Простые условия Логическое выражение или условие может принимать одно из двух значений: истина или ложь. Простое условие строится с использованием знаков сравнения:, =, >=,. Сравнивать можно константы, переменные, арифметические выражения.
6 Составной оператор Условный оператор в Паскале позволяет выполнять только одну команду, в зависимости от истинности логического выражения. Если по условию задачи таких команд должно быть несколько, то их нужно «взять в операторные скобки». Роль таких скобок играет конструкция begin end. Слово begin играет роль открытой скобки, а слово end – закрытой. Конструкцию begin end вместе с командами, расположенными между ними называют составной оператор.
7 Составные условия С логическими величинами можно выполнять логические операции: not (не), and (и), or (или), xor (исключающее или).
8 Таблица истинности Логическая переменная Результат операции ABnot AA and BA or BA xor B True FalseTrue False True FalseTrue False True False TrueFalse
9 Примеры решения задач Сравнение чисел Рисование фигур в зависимости от условия Рисование фигур в зависимости от условия Проверка цифр трехзначного числа Вычисление значения функции Определение принадлежности точки заданной области Определение принадлежности точки заданной области
10 Сравнение чисел Задано число x. Написать программу, которая определить, является ли число x положительным или нет. Выдать на экран соответствующее сообщение.
11 Этапы выполнения задания Определение исходных данных: переменная x (введенное число). Определение результатов: сообщение, зависящее от значения x. Алгоритм решения задачи. Ввод исходных данных Результат будет зависеть от того, истинным или ложным является значение логического выражения x>0. Для решения воспользуемся условным оператором. Вывод результата. Описание переменных: Переменная x – integer (или real, для данной задачи это не имеет значения).
12 Программа: var x: integer; begin Writeln('введите значение x='); Readln(x); if x > 0 then Write('Число положительное') else Write('Число не положительное'); end.
13 Тестирование Запустите программу и введите значения х=2 Проверьте, результат должен быть следующим: число положительное
14 Вопросы Можно ли после слова else написать команду Write(Число отрицательное)? Почему? Можно ли заменить логическое выражение в условном операторе так, чтобы сообщенияЧисло положительное и Число не положительное пришлось поменять местами? Как это сделать? * Какие изменения нужно внести в программу, чтобы рассматривались три случая: Число положительное, Число отрицательное, Число равно нулю.
15 Рисование фигур в зависимости от условия Задано число x. Написать программу, которая нарисует на экране зеленый прямоугольник, если число четное, а если нечетное, то красный круг.
16 Этапы выполнения задания Определение исходных данных: переменная x (введенное число). Определение результатов: рисунок, зависящий от значения x. Алгоритм решения задачи. Ввод исходных данных Результат будет зависеть от того, истинным или ложным является значение логического выражения x mod 2=0. Для решения воспользуемся условным оператором. Вывод результата. Описание переменных: Переменная x – integer.
17 Программа: uses graphABC; var x:integer; begin write('введи значение x='); readln(x); writeln(x); if x mod 2=0 then begin setBrushColor(clGreen); rectangle(150,150,450,350); end else begin setBrushColor(clRed); circle(400,300,100); end; end.
18 Тестирование Запустите программу и введите значения x=2 x=3
19 Проверка цифр трехзначного числа Написать программу которая проверит является ли введенное число трехзначным, и, если да, то выведет четные цифры числа.
20 Исходные данные и результаты Исходные данные переменная а -трехзначное число. Результат переменные a1, a2, a3, в том случае если они четные или сообщение, что четных цифр нет.
21 Алгоритм решения задачи Ввод исходного числа. Проверка является ли число трехзначным. Трехзначное число больше 99 и меньше Если число трехзначное, то выделяем цифры числа и проверяем каждую из них на четность. Для выделения первой цифры (переменная a1) трехзначного числа необходимо найти целую часть от деления числа на 100. Для выделения второй цифры (переменная a2) трехзначного числа необходимо найти остаток от деления числа на 100 и от него найти целую часть при делении на 10. Для определения последней цифры (переменная a3) трехзначного числа необходимо найти остаток от деления числа на 10. Для проверки цифры на четность нужно проверить, равен ли нулю остаток от деления цифры на 2. Вывод результата.
22 Описание переменных Переменные a, a1, a2, a3 имеют тип integer.
23 Программа Var a,a1,a2,a3: integer; Begin Write('введите значение a='); Readln(a); If (a>99) and (a
24 Тестирование Проверьте работу программы для следующих значений Ввод aВывод 246 цифра 2 четная цифра 4 четная цифра 6 четная 103 цифра 0 четная 537 в числе нет четных цифр 25 число не является трехзначным
25 Вопросы Какие случаи расположения цифр в трехзначном числе не были рассмотрены? Предложите свои тесты на эти случаи. Как по-другому можно вычислить значение второй цифры трехзначного числа?
26 Вычисление значения функции Вычислить значение функции для заданного x.
27 Исходные данные и результаты Исходные данные переменная x - значение переменной. Результат переменная f - значение функции.
28 Алгоритм решения задачи Алгоритм решения задачи. Ввод исходных данных Проверка значения x и вычисление значения функции, в зависимости от значения аргумента Вывод результата. Описание переменных: Все переменные, определенные для решения задачи, имеют тип real.
29 Программа Var x, f: real; Begin Write('введите значение x=); Readln(x); If x
30 Тестирование Запустите программу, введите значения и проверьте результаты xf
31 Добавьте в таблицу свои значения x. Предусмотрите все возможные случаи вычисления значения функции. Сколько строк нужно добавить в таблицу? *Для заданной функции и фрагмента программы, вычисляющей значение этой функции, вставьте пропущенное If x
32 Определение принадлежности точки заданной области Определить принадлежит ли точка А(x, у) данной области. Ответом должно служить слово "да" или "нет".
33 Исходные данные и результаты Исходные данные переменные x и y - координаты точки. Результат слово "да" или "нет", в зависимости от принадлежности точки закрашенной области.
34 Этапы выполнения задания. Ввод исходных данных Область образована тремя прямыми: y = x, y = -x, y = a. Точка принадлежит области, если одновременно выполняются три условия: y x, y -x, y a. Для того, что бы определить, какой из знаков поставить, достаточно взять произвольную точку, принадлежащую области и посмотреть как будут выполняться условия для этой точки. Например, при a = 5, точка с координатами (1,3) принадлежит области, и выполняются следующие условия 3 1, 3 -1, 3 5. Вывод результата..
35 Программа Var x, y, a: real; Begin Write('введите значения координаты x='); Readln(x); Write('введите значения координаты y='); Readln(y); Write('введите значения a='); Readln(a); If (y>=x) and (y>=-x) and (y
36 Тестирование Запустите программу и проверьте результаты xyaрезультат 135да -315нет -2 5нет
37 Вопросы Добавьте в таблицу свои значения. Предусмотрите различные возможные случаи расположения точки относительно области. Проверьте точки, лежащие на границе области. Какой ответ выдает программа? Какие изменения нужно внести в программу, если считать, что точки, лежащие на границе, не принадлежат области? Как изменится условие принадлежности точки области, если областью считать все плоскость, за исключением рассмотренного «треугольника».