УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА
Цели: 1. Закрепление знаний о деепричастии и деепричастном обороте; 2. Закрепление умений по нахождению деепричастий и деепричастных оборотов в предложении; 3. Формирование навыков обособления; 4. Формирование навыков построения предложений с деепричастным оборотом.
Опрос Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему? Кто(что) совершает основное и добавочное действие? На какие вопросы отвечает деепричастие? С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Что такое деепричастный оборот? Как выделяется деепричастный оборот в предложении?
КАРТОЧКА 1 Переписать предложения с деепричастным оборотом. 1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. 2) Не замечая меня, лебеди плавали у берега. 3) Отошедший от станции поезд затормозил. 4) Наевшись досыта, воронёнок успокоился.
КАРТОЧКА 2 Переписать предложения с деепричастным оборотом. 1) Усеянное звёздами небо манило к себе. 2) Стараясь не думать ни о чём, он робко постучал в дверь. 3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. 4) Чёрный дым, поднимавшийся из-за холма, застилал горизонт.
КАРТОЧКА 3 Переписать предложения с деепричастным оборотом. 1) Начавшийся дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Заметив волнение собеседника, я решил не торопить события. 3) Вяло передвигая ноги, мужчина скрылся за поворотом. 4) Птицы, изогнув длинные шеи, поднялись ввысь.
Дети, спускаясь к реке, увидели сову. Дети увидели сову., спускаясь к реке,
Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты. Подчеркните грамматическую основу и обстоятельства. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немножко. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей…
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немножко. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей…
Работа с учебником ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ 499 (2,3 предложения) Дополнительное задание. Подчеркнуть деепричастия как члены предложения.
ЗАПОМНИ ! ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ 1) Одиночные деепричастия; (почти всегда) 2) Деепричастные обороты НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ 1) деепричастия, пере- шедшие в наречия: нехотя, молча, лёжа, не спеша, стоя, не глядя, шутя и др. 2)фразеологические обороты
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Положа руку на сердце Не разгибая спины Сломя голову очень быстро усерднооткровенно
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. У перекрёстков он останавливался и махая хвостом вопросительно оглядывался назад. Вся бригада трудилась не разгибая спины. Она молча опустила письмо и заплакала.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. Вся бригада трудилась не разгибая спины. Она молча опустила письмо и заплакала.
Выберите правильное продолжение предложения Сидя у костра, а) внезапно налетел ветер; б) мы завороженно глядели на огонь; в) мне вспоминалась ночь на Днепре. Подходя к лесу, а) ветер стал как будто сильнее; б) уже чувствуется осенняя свежесть; в) я всегда испытываю необычайное волнение.
Замените однородные сказуемые-глаголы деепричастиями. Я несколько раз просыпался ночью, боялся проспать утро и в шестом часу уже был на ногах. В небе неподвижно стояли ястребы, распластали крылья и устремили глаза свои в траву.
Используя деепричастные обороты, составьте предложения на тему «ВЕСНА»
Домашнее задание Закончить упражнение 499 ( 1, 4 предложения). Выписать из художественного текста два предложения с деепричастным оборотом.