1 Исследовательская работа Изучение шумового загрязнения и методов борьбы с ним в городской среде. ученика 8 «А» класса средней школы 21 Богачёва Алексея Михайловича. Руководитель - учитель биологии Попова Людмила Алексеевна. г. Владимир Октябрь 2009 г.
2 Актуальность темы Более 1/3 всего населения планеты – городские жители. Шум – наиболее распространённый и агрессивный фактор окружающей среды, влияющий на здоровье населения в городе. 80 % городского шума даёт автотранспорт, а количество его на дорогах России постоянно увеличивается. В России более 13 млн. людей страдает нарушениями слуха. У 1/3 из них причина возникновения нарушений – чрезмерное воздействие шума.
3 Цель исследования: изучить явление шумового загрязнения в городской среде на примере г. Владимира Задачи исследования: 1)изучить литературные источники о природе шума как физического явления, уровнях шумового загрязнения окружающей среды и воздействии шума на организм человека; 2) познакомиться с санитарными нормами допустимого шума и существующими методами борьбы с городским шумом; 3) научиться пользоваться приборами для измерения уровня шума; 4) исследовать степень шумового загрязнения на улицах г. Владимира; 5) выявить меры по защите от шума, применяемые в г. Владимире; 6) сделать выводы о допустимости шумового загрязнения воздушного бассейна города и эффективности методов борьбы с ним.
4 Содержание работы Часть I. Введение Часть II. Шум как физико-экологический фактор среды: 1.Шум как физическое явление. 2. Орган слуха человека. 3. Влияние шума на здоровье человека. 4. Уровни шумового загрязнения. 5. Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки. 6. Методы борьбы с шумовым загрязнением в городах. 7. Измерение уровня шума. Часть III. Исследование степени шумового загрязнения и методов борьбы с ним на улицах г. Владимира Часть IV. Общие выводы Литература
5 Влияние шума на здоровье человека Пример шумового воздействия Уровень шума, дБ Эффект продолжительного воздействия на организм человека Выстрел из орудия170Разрыв барабанных перепонок Выстрел из винтовки160 Старт космической ракеты150 Взлёт реактивного самолёта140 Недопустимый уровень Удар грома130Порог боли у человека Наушники на максимальной громкости120 Оркестр поп-музыки110 Поезд100Угроза для слуха Тяжёлый грузовик90 Оживлённая городская улица, миксер80
6 Предельно допустимый уровень Скоростная автомагистраль, пылесос, вечеринка 70Раздражающее воздействие на слух Салон автомобиля, громкая речь60 Машбюро50 Допустимый уровень Библиотека, тихий музыкальный фон, тихая беседа 35-40Слабое воздействие на слух Сельская местность30Очень слабое воздействие Шёпот, шелест листьев20 Дыхание, тиканье карманных часов, шум волн при слабом ветре 10 Зимний лес в безветренную погоду0Критический уровень слышимости
7 Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (Фрагмент таблицы 1 из СН и П «Защита от шума») Назначение помещений или территорий Время суток Уровень звука эквивалентный дБА Максимальный уровень звука, дБА 1 Палаты больниц и санаториев 7.00 – – Классные помещения, учебные кабинеты Жилые комнаты квартир 7.00 – – Территории, непосредственно прилегающие к зданиям больниц и санаториев 7.00 – – Территории, непосредственно прилегающие к жилым зданиям 7.00 – – Территории, непосредственно прилегающие к зданиям школ 5570
8 Методы борьбы с шумовым загрязнением в городах Асфальтовые покрытия дорог, резиновые шины автомобилей, глушители на автомобильных двигателях для снижения шумовых эффектов транспорта. Запрещение звуковых сигналов (Москва). «Закон о тишине» (Санкт-Петербург, 2003 г.) Создание карт шума. Разработка рациональных маршрутов движения автотранспорта (прокладка специальных скоростных и транспортных магистралей, проходящих в стороне от жилых кварталов). Ограждение магистралей шумоотражающими экранами высотой 3 – 5 м. Полосы зелёных насаждений вдоль автострад. Проектирование домов таким образом, чтобы жилые комнаты были обращены во двор. Двойное остекление на окнах, пластиковые рамы, особая конструкция форточек.
9 Практическая работа «Исследование степени шумового загрязнения и методов борьбы с ним на улицах г.Владимира» Задачи: сделать замеры уровней шума на улицах г. Владимира по маршруту: «ул. Горького – ул. Мира – ул. Большая Нижегородская – ВХЗ – ул. Добросельская – п. Боголюбово»;сделать замеры уровней шума на улицах г. Владимира по маршруту: «ул. Горького – ул. Мира – ул. Большая Нижегородская – ВХЗ – ул. Добросельская – п. Боголюбово»;сделать замеры уровней шума на улицах г. Владимира по маршруту: «ул. Горького – ул. Мира – ул. Большая Нижегородская – ВХЗ – ул. Добросельская – п. Боголюбово»; выявить на маршруте применяемые в городе меры борьбы с транспортным шумом, определить их эффективность путём сравнительных замеров.выявить на маршруте применяемые в городе меры борьбы с транспортным шумом, определить их эффективность путём сравнительных замеров.выявить на маршруте применяемые в городе меры борьбы с транспортным шумом, определить их эффективность путём сравнительных замеров. Сроки сбора материала: 1 октября 2009 г. (четверг), с до Экологические условия: температура + 9С ветер 1-2 м/с влажность воздуха 80 %
10 Прибор для измерения уровня шума – шумомер типа «Октава – 101 АМ».
11 Замер 1. Улица Горького, школа 19. расстояние от транспортной магистрали до школы 35 м. Меры по ослаблению транспортного шума – расстояние от транспортной магистрали до школы 35 м. Шумовое воздействие Уровень шума возле транспортного потока, дБ Уровень шума на расстоянии 35 м от оси первой полосы движения, дБ Общий шум (без машин) 60 – – 55 Легковой автомобиль 7466 Троллейбус7068 Автобус8174 Вывод: расстояние в 35 м способно ослабить транспортный шум в среднем на 8 дБ, благодаря чему уровень шума на территории, непосредственно прилегающей к зданию школы (55 – 74 дБ), почти соответствует санитарным нормам (55 – 70 дБ), превышая максимальный уровень шума на 4 дБ.
12 Замер 2. Улица Мира, 51 (школа 8). – зелёные насаждения (деревья широколиственных пород – липы). Меры по ослаблению транспортного шума – зелёные насаждения (деревья широколиственных пород – липы). Шумовое воздействие Уровень шума перед зелёными насаждениями, дБ Уровень шума за зелёными насаждениями, дБ Общий шум (без проезжающих машин) 60 – – 54 Легковой автомобиль Троллейбус Автобус8173 Вывод: зелёные насаждения способны ослабить транспортный шум в среднем на 8 дБ, благодаря этому уровень шума на территории, непосредственно прилегающей к зданию школы (54 – 73 дБ), почти соответствует санитарным нормам (55 – 70 дБ), превышая максимальный уровень шума на 3 дБ.
13 Замер 3. Улица Мира, 53 (жилой дом на перекрёстке с улицей Усти-на-Лабе). пластиковые окна. Меры по ослаблению шума внутри жилых комнат квартиры – пластиковые окна. Шумовое воздействие Уровень шума на улице (3 м от дороги), дБ Уровень шума в комнате за пластиковыми окнами, дБ Общий шум (без проезжающих машин) Легковой автомобиль Троллейбус Автобус Вывод:пластиковые окна способны ослабить транспортный шум на 30 дБ, благодаря этому уровень шума в жилых комнатах квартир (40 – 50 дБ) соответствует санитарным нормам для дневного времени (40 – 55 дБ). Вывод: пластиковые окна способны ослабить транспортный шум на 30 дБ, благодаря этому уровень шума в жилых комнатах квартир (40 – 50 дБ) соответствует санитарным нормам для дневного времени (40 – 55 дБ). Уровень шума на территории жилой застройки (63 – 80 дБ) в районе перекрёстка ул. Мира и ул. Усти-на-Лабе превышает санитарные нормы для дневного времени (55 – 70 дБ) на 8 – 10 дБ.
14 Замер 4. Улица Мира, 57 (школа 21). окна с деревянными рамами. Меры по ослаблению транспортного шума внутри классных помещений – окна с деревянными рамами. Шумовое воздействие Уровень шума на улице (12м от дороги, за зелёными насаждениями), дБ Уровень шума внутри классного помещения дБ Общий шум (без проезжающих машин) 55 – Легковой автомобиль Троллейбус7052 Автобус Вывод: обычные окна ослабляют транспортный шум на дБ. Уровень шума в учебных кабинетах (43 – 54 дБ) почти соответствует норме (40 – 55 дБ). Уровень шума на территории, непосредственно прилегающей к зданию школы (55 – 74 дБ), незначительно (на 4 дБ) превышает допустимый (55 – 70 дБ).
15 Замер 5. Улица Большая Нижегородская, ВХЗ. Общий шум (без проезжающих машин) – дБ Легковой автомобиль – 75 дБ Троллейбус – 70 дБ Автобус – 83 дБ Вывод: уровень шума на транспортной магистрали (65 – 83 дБ) превышает предельно допустимый уровень (70 дБ). Никаких мер по защите от транспортного шума не предпринято.
16 Замер 6. Посёлок Боголюбово, автотрасса (около больницы). шумозащитный экран. Меры по ослаблению транспортного шума – шумозащитный экран. Шумовое воздействие Уровень шума перед шумозащитным экраном, дБ Уровень шума за шумозащитным экраном, дБ Общий шум (без проезжающих машин) 7050 Легковой автомобиль Грузовик Автобус Вывод: шумозащитный экран ослабляет транспортный шум на 20 дБ, благодаря чему уровень шума на территории, непосредственно прилегающей к зданию больницы (50 – 65 дБ), превышает санитарные нормы для дневного времени (45 – 60 дБ) лишь на 5 дБ. Уровень шума на автотрассе (70 – 85 дБ) превышает предельно допустимый уровень (70 дБ).
17 Эффективность методов ослабления транспортного шума на улицах города
18 Защита жилых помещений от шума
19 Общие выводы Исследования показали следующее: 1. Автомобильный транспорт является основным источником шумового загрязнения воздушного бассейна г.Владимира. 2. На всех участках транспортных магистралей по маршруту «ул. Горького – ул. Мира – ул. Большая Нижегородская – ВХЗ – ул. Добросельская – п. Боголюбово» отмечено превышение допустимого уровня шумового загрязнения (70 дБ): улица Горького (63 – 81 дБ);улица Горького (63 – 81 дБ);улица Горького (63 – 81 дБ); улица Мира (62 – 81 дБ);улица Мира (62 – 81 дБ);улица Мира (62 – 81 дБ); улица Большая Нижегородская, ВХЗ (65 – 83 дБ);улица Большая Нижегородская, ВХЗ (65 – 83 дБ);улица Большая Нижегородская, ВХЗ (65 – 83 дБ); посёлок Боголюбово, автотрасса (70 – 85 дБ).посёлок Боголюбово, автотрасса (70 – 85 дБ).посёлок Боголюбово, автотрасса (70 – 85 дБ). 3. Следовательно, транспортный шум в г. Владимире отрицательно влияет на здоровье жителей города.
20 4. Для борьбы с шумовым загрязнением в г.Владимире применяются следующие меры: высаживаются полосы зелёных насаждений; устанавливаются шумозащитные экраны; устанавливаются пластиковые окна в жилых помещениях; проектируется постройка жилых зданий, больниц и учебных заведений с расчётом ослабления уровня шумового загрязнения. 5. Там, где применены меры по борьбе с повышенным уровнем шума (территории, непосредственно прилегающие к зданиям школ 8, 19, 21, к зданию больницы в посёлке Боголюбово), уровень шумового загрязнения незначительно превышает санитарные нормы (на 3 – 5 дБ). Там, где эти меры не применяются (территории жилой застройки по ул. Мира), шумовое загрязнение представляет угрозу здоровью населения. 6. В г. Владимире повышенный уровень шумового загрязнения воздушного бассейна представляет собой проблему, которая требует серьёзного подхода и планомерных решений городской власти, но не решается на должном уровне (шумовой карты города Владимира не составлено, в городе редко встретишь шумозащитные экраны).