Активизация мыслительной активности ребенка в развивающих математических играх. Мамкова С.В.
ЦЕЛЬ: Создание условий для активизации мыслительной деятельности дошкольников.
Задачи: Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.
Особенности развивающих игр Они возбуждают у ребенка интерес, на основе которого можно развивать различные психические функции: память, внимание, мышление. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из "конструктора-механика" и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей "конструктора" -- видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно Реализация принципа системности
Виды развивающих игр Развивающие игры Игры на плоскостное и объемное моделирование Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) Игры на комбинаторику, передвижение, замену Логические игры
Увлекательный мир игр.
Создание условий. Условия успеха Создание развивающей среды Взаимодействие Со специалистами Взаимодействие с родителями
1 этап – средняя группа Дети на данном этапе, при помощи исследовательских действий знакомятся с цветом, формой, усваивают некоторые представления.
2 этап- старшая группа На данном этапе дети учились с помощью образов запоминать понятия, символы. Дети знакомятся с основными приемами, приобретают навыки конструирования, пробуют выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.
3 этап – подготовительная группа Дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе большее внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности.
Формы организации воспитательно- образовательного процесса. Занимательное дело Развлечения Самостоятельная деятельность Проблемные игровые ситуации Проектная деятельность
Педагогическая значимость использования развивающих игр Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение -- держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Спасибо за внимание !