В научном творчестве Вернадского особое место занимала музыка. Музыкальные звуки часто использовались Вернадским в его научных трудах для описания природных процессов. Характерной в этом плане может быть его «Биосфера». Анализ и описание биосферы, ее места в Космосе Вернадский начинает с констатации всех космических излучений, принимаемых нашей планетой как музыкальные звуки. Своеобразие последних он выражает числом октав. Вернадский считал, что все космические излучения можно выразить с помощью существующих в природе и музыке сорока октав. Например, световые лучи Солнца он принимал за одну октаву, тепловое излучение – три октавы, ультрафиолетовое – пол-октавы. Отсутствие остальных октав Вернадский связывал с тем, что многие космические излучения поглощаются материальной средой высших слоев земной атмосферы. Так с помощью языка музыки и науки он выразил свое восприятие места Земли и ее биосферы в Космосе.
О месте музыки в своих духовных исканиях говорилось им и во многих других его работах и письмах. Но особенно выразительно – в письме к внучке Т. Н. Толь от 30-го декабря 1943 г.: «Я мало понимаю в музыке, но она мне много дала. Я пережил не раз, слушая хорошую музыку, глубокое влияние ее на мою мысль. Некоторые из основных моих идей, как идея о значении жизни в космосе, стали мне ясными во время слушания хорошей музыки. Слушая ее, я пережил глубокое изменение в моем понимании окружающего. И сейчас, в старости, мне очень недостает, что я так редко могу слушать хорошую музыку. Хорошее пение птиц вызывает то же самое; это другой язык» [13, с. 427].
В цитируемом высказывании Вернадский утверждает влияние музыки и пения птиц на свое эмоциональное состояние, роль последнего в его интеллектуальной деятельности. В этом отношении его научное творчество может быть и примером сочетания рациональных и эмоциональных сторон в духовной деятельности ученого. Процесс постижения им природы, как объективно существующей реальности и отражения полученного знания в самых разных научных формах, осуществляется не только благодаря рациональным сторонам мышления, но и эмоциональным «переживаниям». Вернадский не только отмечал роль своих личных «переживаний» в познании им природы, но и говорил о важной роли эмоционально окрашенного характера мышления в научном познании. Эмоции ученого, их глубину он считал и важнейшим стимулом развития науки. При этом он считал, что фактором формирования эмоций выступает не только искусство, но и природа.