Семинар – практикум « Формирование и развитие универсальных учебных действий ( УУД ) обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности : организация работы с одаренными детьми »
Формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности. Л. С. Выготский
Возникновение понятия « универсальные учебные действия » связано с изменением парадигмы образования : от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности обучающегося
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых - психологов под руководством члена - корреспондента РАО, профессора МГУ А. Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно - деятельностный подход Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности « универсальных учебных действий » в инновационной образовательной среде, обеспечивающих компетенцию « научить учиться », а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов.
Совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В и д ы УУД Личностные самоопределение ( внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка ) смыслообразование ( мотивация, границы собственного знания и « незнания ») морально - этическая ориентация ( ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков ) управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Регулятивные
В и д ы УУД Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако - символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
Основные методы и приемы формирования УУД : проектная и исследовательская деятельность ( формируют у обучающихся весь спектр УУД ); технология проблемного обучения ; групповая работа ; технология сотрудничества ; технология модульного обучения ; технология развития критического мышления (« корзина идей, понятий », « прием толстых и тонких вопросов »); технология « французских мастерских » (« конструирование вопросов », « ключевые слова », « смысловые ассоциации », « закончи предложение »); работа с текстом ( составление кластера ); диалог в письменном виде ; театрализация на уроках литературы ; рефлексия ( написание эссе, письмо по кругу, синквейн, стихотворение по алгоритму ); метод портфолио ; создание литературных произведений.