Оценить две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему? -Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами –помеха нормальному общению и совместному труду. Возникает необходимость погасить конфликты.Желательно, перемирие враждующих, причем на основе такого компромисса, который не шел бы вразрез с номами нравственности. -Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что они бесполезны. Они нормальное явление.
Тема урока: «Конфликт в межличностных отношениях» 10 класс, обществознание, учитель- Комарова Л.Ф. Ход урока: Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты.
Цели и задачи: Объяснить понятия и термины: конфликтная ситуация, соперничество, компромисс, переговы, конфликт; Рассмотреть проблемы межличностного конфликта, разрешить пути разрешения конфликта, уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.
Наука « Конфликтология»: Исследует: содержание; причины, условия; механизмы; Закономерности возникновения; Протекания; Разрешения; Регулирования конфликтов.
Виды конфликтов: Внутриличностные; Межличностные; Межгрупповые.
Составление кластера Конфликт-это: Положительные ответы Отрицательные ответы Портрет и вывод конфликта
Конфликт- Столкновение, предельное обострение противоречий, когда одна сторона противостоит другой.
Задания группам: 1 группа - назвать причины конфликтного поведения людей. 2 группа – Подготовить сценку, которая дополнит коллективный портрет конфликта.
Структура конфликта: Модель 1 Исходит из признания существования:Конфликтной ситуации – основы для конфликта; Объекта конфликта-того, чем хотят овладеть оппоненты (власть, авторитет, должность, и т.д.) Участников (оппонентов)- носителей противоположностей; разнонаправленных тенденций (целей, интересов, установок); участники конфликта руководствуются установкой выиграть, победить, не проиграть. В этом случае конфликтная ситуация может рассматриваться как потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта или его расширение в безопасных формах.
Структура конфликта: Модель 2 Исходит из того, что в нем представлены следующие элементы: стороны (участники) конфликта; условия протекания конфликта; образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента; возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента или стратегия поведения; исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов.
Вопрос? - Кто же является участником конфликта?
Участники конфликта: Прямые участники-те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации Непосредственные участники -те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий
Динамика конфликта: Работа с материалом учебника на стр ; Познакомиться с этапами протекания конфликта.
Этапы протекания конфликта: 1стадия: появляется основная проблема, возникает конфликтная ситуация; 2 стадия: объективная ситуация осознается участниками; 3 стадия: переход к конфликтному взаимодействию; 4 стадия: полное или частичное разрешение конфликта.
Поведение личности в конфликте Кооперация (сотрудничество); Конкуренция (соперничество).
Основные стратегии взаимодействий в конфликте: Избегание (уход) - Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте: Конкуренция (борьба) - Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте: Приспособление – Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте: Сотрудничество – Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте: Компромисс - Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов обмен на достижение частных интересов другой стороны.
Игра «Путаница» ДЕВИЗЫ; СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ
Задания: 1 группа: текст учебника на стр , исследовать линию поведения человека, склонного к сотрудничеству. 2 группа: текст учебника на стр , исследовать линию поведения человека, склонного к развязыванию конфликта.
Как успешно разрешать конфликты: Медиация; Переговоры; Арбитраж.
Переговоры: это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и результат непосредственного обсуждения.
Медиация: При медиации в процесс вступает третья сторона – посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению решения типа «ВЫИГРЫШ- ВЫИГРЫШ». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии
Арбитраж: В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и ее исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
Алгоритм действий медиатора: Первый этап: Выступление сторон. Второй этап: Прояснение интересов. Третий этап: Формулирование повестки дня. Четвертый этап: Выдвижение предложений. Пятый этап: Выбор решения. Давайте разыграем сценку, применяя приемы медиации.
Сценка. «Случай в поезде»
Рефлексия Ваше отношение к уроку? Добились ли вы цели? Извлекли ли вы для себя полезные уроки?
Домашнее задание: Параграф 37. Выполнить задания к нему. Составить памятку: «Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями?»
Благодарю ВАС! Спасибо за урок.