Синдром профессионального выгорания 1. Представление о СЭВ. Причины. Симптомы. 2. Результаты диагностики педагогического коллектива ОБОУ Новые технологии. 3.Условия эмоционального выгорания. Стадии развития СЭВ. 4. Профилактика эмоционального выгорания. 5. Правила предупреждения синдрома профессионального выгорания.
Синдром профессионального выгорания возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. (система человек-человек)
Причины возникновения СЭВ у педагогов: Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций. Загруженность в течение рабочего дня. Высокая эмоциональная включенность в деятельность эмоциональная перегрузка. Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте. Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности. Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
5 ключевых групп симптомов 1. физические симптомы; 2. эмоциональные симптомы; 3. поведенческие симптомы; 4. интеллектуальное состояние; 5. социальные симптомы.
Результаты анкетирования педагогического состава ОБОУ «Новые технологии»
*Работа, которую я выполняю, является важной и интересной для меня лично 100% При этом, самым ценным в работе сотрудники считают: *высокую заработную плату 77% *хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения 63% *возможность личного и профессионального роста, карьеры; важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю 42% Анкета по выявлению мотивации и трудовых ценностей
Условия профессионального выгорания 1. Личностный фактор – чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения. 2. Ролевой фактор - профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. 3. Организационный фактор - *на развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки (по принципу «инициатива наказуема»); *интенсивное общение, подкрепление его эмоциями; *дестабилизирующая организация деятельности, неблагополучная психологическая атмосфера.
Стадии развития синдрома эмоционального сгорания: Стадии развития синдрома эмоционального сгорания:
Четыре ядовитых чувства
Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения 1. Управление дыханием. 2. Мышечное напряжение и расслабление. 3. Релаксация. 4. Самовнушение. (Воздействие словом). 5. Юмор. Смех. 6. Водные процедуры.
Необходимо следовать простым правилам: 1. Эмоциональное общение. 2. Чередование различных видов деятельности. 3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. 4. Профессиональное развитие, самосовершенствование. 5. Избегание ненужной конкуренции. 6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. 7. Поддержание хорошей спортивной формы. 8. Будьте внимательными к себе. 9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение.
Памятка педагогу: *Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. *Стремитесь побороть страх. *Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. *Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Памятка педагогу: *Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно. *Не оказывайте слишком большое давление на детей. *Позволяйте себе «маленькие женские радости». *Следите за питанием и фигурой. *Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Будьте счастливы!!! Разработал: педагог-психолог ОБОУ «Новые технологии» Окунева Н.С. Курск 2012г.