Творческий конкурс студентов и преподавателей учреждений среднего профессионального образования России и стран СНГ "Мир моих увлечений Номинация: Презентации студентов Проект: Музей русского национального костюма Автор: Калита Светлана Калита Светлана, студентка 24 группы Руководители: Тараник Валентина Ивановна Тараник Валентина Ивановна, преподаватель информатики Куксевич Марина Михайловна Куксевич Марина Михайловна, мастер производственного обучения БОУ СПО «Калачинский аграрно-технический техникум»
Исследование истории русского национального костюма – мое увлечение, не столь характерное для современной студенческой молодежи. Эта работа – результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного русского костюма и особенностями его оформления (композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись). В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, истории костюма и т.п. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления. Замысел и идея проекта Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу Н.М. Карамзин
Русский костюм удивляет своим разнообразием. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным. Изучая историю русского костюма всегда поражает яркость, красочность, разнообразие форм и отделки.
Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами. Старинная русская одежда представляет собой с первого вида большую сложность и разнообразие; но, присмотревшись к частям ее, легко узнать во множестве наименований большее сходство. Вообще одежда была одинакова по крою как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.
Зал мужского костюма
Рубаха выступает как снова мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой.
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Основной вид крестьянской обуви. Онуча (подвертка, портянка) – длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена. Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
Зипун (полукафтан) – узкое платье с длинными рукавами, короткое, иногда достигавшее до колен. У людей простых и небогатых зипуны делались из крашенины, у людей состоятельных – из легкой шелковой материи, например тафты, часто с белыми пуговицами. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом. Кожух – кафтан, подбитый мехом; украшался нашивками, кружевом и аламами с жемчугом; надевался на зипун.
Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.
Русская шапка была четырех родов: следуя восточным обычаям носили маленькие шапочки, называемые тафьями; другой вид шапки – остроконечный – назывался колпаком; третий род шапок был – четырехугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы; четвертый род шапок был так называемые горлатные шапки – исключительная принадлежность князей и бояр.
Зал женского костюма
Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли.
Сверх сорочки надевали сарафан. Слово "сарафан" происходит от персидского: "саран па", что означает буквально "через голову" и изначально это была... мужская одежда! Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Понёва – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.
Кокошник - старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
наряд состоит: нижнее платье (вискоза, шелк; перламутровые пуговицы, металлизированное кружево); верхнее платье (парча, глазет, галуны вышитые, кружевная тесьма, пуговицы из цетрина, золототканые аппликации, жемчуг); оплечье (золотоузорная парча, золототканые аппликации, жемчуг); поручи (жемчуг, полудрагоценные камни); головной убор (жемчуг, ювелирные элементы, броши, камни в кастах: топаз, цитрин, гранат) наряд состоит: нижнее платье (лен, шелк, серебряное кружево, жемчуг); верхнее платье (шелковый гобелен, кружево, парча, жемчуг, бисер, шнуры, глазет); оплечье (парча, жемчуг, бисер, глазет, ювелирные элементы); поручи (парча, жемчуг, бисер, глазет); головной убор (парча, жемчуг, бисер, глазет, ювелирные элементы) наряд состоит: летник (вискоза жаккард); головной убор (все шелк жаккард, золотое кружево, жемчужное ожерелье) Русский, одевайся по-русски!
наряд состоит: верхнее платье-«шубка» (золотная парча, мех норки, тесьма, жемчуг); нижнее платье – боярский «летник» (шелковая тафта, кружевное полотно, кружево, тесьма, жемчуг, аметист, цетрин, топаз, гранат, иолит, бисер); оплечье и поручи (парча, кружево, тесьма, жемчуг, полудрагоценные камни) наряд состоит: нижнее платье (штапель); летник (лен, парча, кружево); шубка (парча, мех норки, тесьма, жемчуг); оплечье (парча, жемчуг); головной убор (парча, мех норки, ж емчуг) наряд состоит : нижняя рубаха (лен, галуны); кафтан (бархат узорный, галун, кисти, жаккардовый подклад); кушак (парча, бахрома); парча, галуны, фигурные пуговицы)
Не учась и лаптя не сплетешь. По одежке встречают, по уму провожают. Береги платье снову, а честь смолоду. На воре шапка горит. Своя рубаха ближе к телу. На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не чёрт съел. Работать спустя рукава. По одежке протягивай ножки. Наряди пень, и пень будет хорош. В лохмотьях и царя за нищего примут.
ч 4 0 а ея,
Ы ХА,,,,,,
оа К,,,,,,,,,,,,,,,
Виртуальная экскурсия по музею национального русского костюма подошла к концу. Но! При желании каждый может добавить свои экспонаты и целые залы, надо только захотеть. И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство русского костюма сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моей работе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный русский костюм, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Ну что, попробуем начать? Заключение