Правописание -ите и -ете в глаголах 5 класс Автор урока: Крюкова Марина Анатольевна, учитель русского языка БОУ г. Омска «Гимназия 62» 2013
Эпиграф к уроку Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Толстой
План урока 1.Формулируем тему и цели урока. 2.Лингвистическое исследование 1. 3.Лингвистическое исследование 2. 4.Лингвистическое исследование Лингвистические задачи. 6. Итоги урока.
Этап 1 Формулируем тему и цели урока
Сравните произношение и написание глаголов в данных предложениях Вытрите пыль! Вы вытрете пыль?
Тема урока Правописание -ите и -ете в глаголах
Формулируем цели урока На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке?
Цели урока: 1.Выяснить, от чего зависит написание -ите и -ете на конце глаголов. 2.Выяснить, какой морфемой являются –ите, -ете у глаголов. 3.Научиться применять правило на практике.
Этап 2 Лингвистическое исследование 1
Ответьте на вопросы Вытрите пыль! Вы вытрете пыль? 1.Определить цель высказывания предложений. 2.Определить у глаголов: наклонение спряжение 3.Сделать морфемный разбор глаголов.
Результаты исследования Вытрите пыль! 1.предложение побуд. 2.наклонение повел. 3.вытереть - I спр. 4.вы-тр-и-те Вы вытрете пыль? 1.предложение вопрос. 2.наклонение изъяв. 3.вытереть - I спр. 4.вы-тр-ете Выводы 1.Написание -ите, -ете на конце глаголов зависит от наклонения глагола. 2.Морфемы разные: в повел. накл. -и- – суффикс, -те – окончание; в изъяв. накл. -ете – это окончание глагола I спр. 1.Написание -ите, -ете на конце глаголов зависит от наклонения глагола. 2.Морфемы разные: в повел. накл. -и- – суффикс, -те – окончание; в изъяв. накл. -ете – это окончание глагола I спр.
Этап 3 Лингвистическое исследование 2
Ответьте на вопросы Выдержите паузу. Когда выдержите паузу, нажмите на кнопку. 1.Определить цель высказывания предложений. 2.Определить у глаголов: наклонение спряжение 3.Сделать морфемный разбор глаголов.
Результаты исследования Выдержите паузу. 1.предложение побуд. 2.наклонение повел. 3.выдержать - I I спр. 4.вы-держ-и-те Когда выдержите паузу, нажмите на кнопку. 1.предложение повеств. 2.наклонение изъяв. 3.выдержать - I I спр 4.вы-держ-ите Выводы 1.Глаголы пишутся и произносятся одинаково, но относятся к разным наклонениям. 2.Морфемы разные: в повел. накл. -и- – суффикс, -те – окончание. в изъяв. накл. во I I спр. окончание -ите. 1.Глаголы пишутся и произносятся одинаково, но относятся к разным наклонениям. 2.Морфемы разные: в повел. накл. -и- – суффикс, -те – окончание. в изъяв. накл. во I I спр. окончание -ите.
Формулируем правило -ите 1.в пов. накл. во мн.ч. -и- + -те 2. в изъяв. накл. во 2л., мн.ч., I I спр -ите -ете 1. в изъяв. накл. во 2л., мн.ч., I спр. -ете
Этап 4 Лингвистическое исследование 3
Что помогает определить наклонение глагола? глаголы повел. накл. употребляются в побуд. предл. глаголы изъяв. накл. употребляются в повест. и вопр. предл. цель высказывания предложения
Что ещё помогает различать формы повел. и изъяв. наклонений? Напишите письмо. Когда напишете письмо, отправьте его. Смотрите в оба! Вы совсем не смотрите на меня! Ударение: в повел. накл. в некоторых глаголах ударение падает на суффикс -и- в изъяв. накл. в этих же глаголах ударение падает на корень Ударение: в повел. накл. в некоторых глаголах ударение падает на суффикс -и- в изъяв. накл. в этих же глаголах ударение падает на корень
Этап 5 Лингвистические задачи
1. Вставьте и объясните пропущенные гласные. Выделите окончание глаголов 1. Когда выйд…те из класса, закройте дверь. - Выйд…те из класса, пожалуйста. 2. Пиш…те немного быстрее. - Что вы пиш…те? 3. Выбер…те правильный ответ. - Когда выбер…те ответ, запишите его. 4. Когда выключ…те газ, откройте окно. - Выключ…те скорее газ! 5. Оттолкнитесь посильнее и прыгн…те подальше. – Если удачно прыгн…те, не упадёте.
2. Придумайте предложения с указанными глаголами. Запишите, обозначая состав глаголов. 1 ряд: вынесете – вынесите 2 ряд: высохнете – высохните 3 ряд: вылетете - вылетите
3. Списать. Вставить и объяснить пропущенные гласные. Расставьте и объясните недостающие запятые. Когда пойд…те в лес пополн…те свой гербарий поищ…те насекомых которые чаще всего встречаются в вашей местности. Вы сяд…те в лодку и направ…тесь к противоположному берегу там выбер…те место для палатки поставьте её.
Этап 6 Подводим итоги урока
Самоанализ Теперь я могу… Меня удивило… Было трудно…
Урок закончен!