Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Урок русского языка. 9 класс
«Теоретическая»
Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. Пунктуация- совокупность правил об употреблении знаков препинания.
Предложения Простые (1грам. основа) Сложные (2грам.основы)
Сложные ССП (соч. союзы) СПП (подч.союзы) БСП (интонация)
«Практическая»
1. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. 2. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. 3. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце. Задание для 1 группы
Задание для 2 группы 1. Гончаров в статье «Мильон терзаний», посвященной комедии «Горе от ума», подчеркивал, что «она отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений» 2. Мы расположились на отдых у дерева, что растет у самой воды. 3. Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться.
Задание для 3 группы 1. Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям читать их, «чтобы видеть свойства русского языка». 2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. 3. Первая и самая большая роскошь, которую я себе дозволяю, - это доверие к людям.
Сложноподчинённые предложения Придаточные определительные Придаточные обстоятельственные Придаточные изъяснительные
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
СПП с несколькими придаточными Однородное подчинение [ ],( что ),(что) Последова- тельное [ ],(чтобы),(которая) Параллельное (Когда),[ ],(хотя)
Тест 1.(Когда),(которая),[то] 2.[ ],(что,(когда),) 3.(Чтобы) и ( ), [ ] 4.(Где),[ ],( какое) 5.[ ],(что), (которая) 6.(Чтобы),(которое),[ ] 7.[ ],( что (если),то ) - Определи по схемам вид подчинения : последовательное (I), параллельное(II),однородное(III)
1. Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы. 2. В степи было тихо и светло. 3. В лесу в это время снег лежал нетронутый и деревья стояли в снежных нарядах. 4. Может быть, мы с Ленькой уедем и я никогда уже не вернусь сюда. 5. Когда приедет поезд и где мы встретимся? 6. Дверь поспешно распахнулась, и в комнату проник Паниковский.
Роль одиночного союза И 1. (Когда) и (когда), [ ]. 2. [ o и o ]. 3. Вт.ч.пр.[ ] и [ ]. 4. Вв.сл. [ ] и [ ] 5. [ Когда ] и [где ]? [ ] и [ ]! 6. [ ], и [ ].