Односоставные предложения главный член – сказуемое главный член – подлежащее определён- но-личное неопреде- лённо- личное обобщённо- личное безличное назывное
I I Способы выражения главного члена Глагол в форме лица Местоимение, которое можно вставить в предложение я ты мы вы Спешу на поезд. Позвонишь мне? Видимся редко. Садитесь!
Способы выражения главного члена III глагол лицо мн.ч. Н.t, Б.t; мн.ч. П.t Местоимение, которое можно вставить ОНИ Газеты приносят утром. Посылку доставят на дом. К завтраку подавали горячие пирожки.
Способы выражения главного члена I I III глагол ед., мн. ч. мн. ч. Местоимение, которое можно вставить в предложение Я ТЫ, МЫ, ВЫ ОНИ Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Входите весной в лес и радуетесь обновлению природы. После драки кулаками не машут.
Способы выражения главного члена Безличный глагол Личный глагол в безличном значении Инфинитив (неопределенная форма глагола) Краткое страдательное причастие Наречие Отрицательные конструкции (слова нет, не было и др.) Местоимение, которое можно вставить в предложение Нельзя вставить местоимение в именительном падеже ! Дышится легко. Темнеет. Побродить бы по лесу! Как же быть? Друзей у нас не счесть. Всем приказано покинуть помещение. На улице от снега белым-бело. На берегу никого нет. Не было ни одного удачного ответа. Не стало страха.
Способы выражения главного члена Местоимение, которое можно вставить в предложение Существительное, местоимение в И.п., количественно-именное сочетание, числительное Тихая, звездная ночь. Вот станция. А вот и мы. Двенадцать часов. Двенадцать.
Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено: Словом НЕТ; Глаголом множественного числа прошедшего времени; Глаголом 1лица настоящего времени; Инфинитивом; Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени; Личным глаголом в безличном значении; А если в предложении только подлежащее?
Односоставные предложения готовят читателя к эмоциональному восприятию картины. Двусоставные означают быструю смену впечатлений, а односоставные – меняют ритм.
Определенно-личные предложения более приближены к читателю, имеет доверительную интонацию. В определенно-личных предложениях часто употребляются обращения. М.В. Ломоносов писал об определенно-личных предложениях: «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит». Они придают экспрессию жизненным ситуациям.
Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Помогают передать автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям. Часто становится афористическим высказыванием. Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией.
Безличные предложения могут передавать тонкие душевные состояния человека. При помощи безличных предложений описывают состояние природы. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. Инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.
Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Многие поэты и писатели широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные предложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.