ТЕМА: СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЭПОХУ ВТОРОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII вв.) ТЕМА:
План: 1. Развитие науки Нового времени 2. Научная мысль и опытно- экспериментальные подходы к обучению глухих (XVII в.) 3. Специальная педагогика и развитие педагогической мысли за рубежом и в России в эпоху Просвещения (XVIII в.)
Развитие науки Нового времени Промышленное освоение природы Зарождение техногенной цивилизации Ускорение темпов развития науки
Ф.Бэкон: «Знание – сила!»
Развитие естественных наук Механика Механика достигает высшей точки развития Свою завершенность механика получила в работах Исаака Ньютона ( 1643 – 1727 ), ставших фундаментом научной модели мира Механицизм – мировоззрение эпохи Природа и природные объекты рассматривались с точки зрения механистического подхода
Механицизм – мировоззрение эпохи
Новый подход к осмыслению сложных систем … Редукционизм - предполагал возможность сведения изучения сложной системы ( например, человека ) к исследованию отдельных ее элементов и на основе этого формулирования вывода о свойствах всей системы
Идеалистические представления в естествознании и в медицине «Витализм» - (от лат. vitalis «жизненный») учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями «жизненной силы». Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии
Изобретение микроскопа ( неизвестный изобретатель XVII в. ) Имело большое значение для становления физиологии и эмбриологии. Микроскоп позволил заглянуть внутрь клетки, изучать ее структуру, жизнедеятельность, нарушения.
В XVII веке … Разработка физиологии органов слуха В 1683 г. В Париже вышел «Трактат об органе слуха» дю Вернея Открытие первых клиник ушных заболеваний Появление первых «слуховых аппаратов» для усиления звуков – рожки Исследования слуха с помощью камертонов ( Дж. Шор ) Обогащение языкознания фонетикой и описаниями артикуляций европейских языков Углубление и уточнение имеющихся знаний в области фонетики врачами и физиологами
Джон Локк ( 1632 – 1704 ) английский философ, психолог, педагог В XVII в. В недрах философских учений оформляется эмпирическая психология Д. Локк показал, что источником знаний служит опыт как индивидуальная история жизни индивида, а ощущения человека – источник этого опыта Ощущения, по Локку, являются началом познания и источником всякого знания Своими философскими и педагогическими трудами, своей теорией «естественного права» Д.Локк оказал значительное влияние на французских просветителей XVIII в. Педагогическое творчество Локка было направлено на развитие идей светского, обращенного к жизни образования Отстаивал целесообразность социальной ( сословной ) детерминации школьного образования
Вольфганг Ратке ( 1571 – 1635 ) немецкий педагог Идеи В.Ратке оказали большое влияние на педагогику Нового времени, в частности на обучение детей родному языку, а впоследствии и глухих детей устной речи Идеи Ратке оказали заметное влияние на развитие инициативы обучения глухих родному языку на основе устной речи и на разработку методов их обучения словесной речи
Ян Амос Коменский ( 1592 – 1670 ) чешский ученый, педагог Высказывал мысль о возможности обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии Утверждал, что образование необходимо для всех Особую заботу, как утверждал Коменский, общество должно проявлять по отношению к слабоумным Выдвигал идеи ранней помощи ребенку и интеграции
Научная мысль и опытно- экспериментальные подходы к обучению (XVIIв.)
Во второй половине XVII века в теории и практике индивидуального обучения глухонемых возникли 2 направления. 1.Представлено в основном английскими и французскими педагогами, развивающие идеи «испанской школы». Использовали жестовый язык 1.Представлено в основном английскими и французскими педагогами, развивающие идеи «испанской школы». Использовали жестовый язык 2. Развивалось в Голландии, Германии и Италии. Представители ориентировались на звучащую речь 2. Развивалось в Голландии, Германии и Италии. Представители ориентировались на звучащую речь Представители: Д.Бульвер и Д.Валесс Представители: Д.Бульвер и Д.Валесс Представители: Ф.М. ван-Гельмонт, И.К. Омман Представители: Ф.М. ван-Гельмонт, И.К. Омман
Джон Бульвер ( ) Его заслугой было стремление проверить на практике идеи испанского метода, также раскрыть и научно обосновать особенности умственного развития глухонемых. Показать возможности их общения с помощью ручной азбуки. Труды «Хирология, или Натуральная речь руками», «Филокофус, или Друг глухого и немого человека»
Джон Валлис ( ) Профессор математики Оксфордского университета, начал обучение неслышащих с постановки звуков чтения с губ. Главным ученый признавал обучение дактильной и письменной речи, овладение произносительными навыками. Отдавал предпочтение письменной речи.
Франциск Меркурий ван-Гельмонт ( ) Сконцентрировал свои усилия на формировании у неслышащих устной речи. Разработал систему наглядных пособий с изображением положения органов артикуляции при произношении разных звуков.
Иоганн Конрад Амман ( ) Создал систематику артикуляции звуков для обучения глухих, методику постановки у них устной речи и описал их в своих работах. «Говорящий и глухой, Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить», «Рассуждения о речи».
Глухие и Слепые… Почему обучение глухих состоялось раньше, чем слепых? Церковь заботило спасение душ глухих людей, так как их уши закрыты для Божественного гласа Существовал социальный заказ на «обучение глухих » от состоятельных семей; Важным было доказать, что глухие способны научиться и говорить и понимать речь
Глухие и Слепые… Почему обучение глухих состоялось раньше, чем слепых? В состоятельных семьях не составляло большой проблемы устно обучить слепого ребенка основам религии и нормам поведения Вместо того, чтобы учить слепого письменной речи, к нему приставляли секретаря. Мотивация научно- методического поиска была иной, чем в отношении глухих.
Специальная педагогика и развитие педагогической мысли за рубежом и в России в эпоху Просвещения (XVIII)
В XVIII в. Педагогическая мысль и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в переломных для человечества социально- экономических, политических и идеологических условиях. «Социальные институты и идеология феодализма, - по мнению А. Н. Джуринского,- превратились в тормоз для воспитания и образования.
Франция Центром прогрессивной социально-экономической и научно-педагогической мысли стала Франция. Французская буржуазная революция 1789 – 1793 гг. имела общеевропейское и мировое значение.
Д. Дидро К. Гельвеций Ж. Ламетри Ж. Ж. Руссо
Англия Английский философ Джорж Беркли (1685 – 1753 первым предложил психологически обоснованную теорию зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Он утверждал, что пространственные характеристики вещей даются нам благодаря мышечным ощущениям, которые возникают в результате поворота глазных яблок и напряжения мышц. То, что нам кажется только зрительными ощущениями, на самом деле является комбинацией зрительных и осязательных ощущений, т.е. ассоциацией. Это же можно и утверждать по отношению к слуху. В ХIX в. Его теория получила развитие в эмпирической психологии.
Северная Америка Лидеры разработки новых педагогических идей. Крупнейшие законодатели-реформаторы. Дж. Вашингтон Б. Франклин Т. Джефферсон
В Англии демократические педагогические взгляды высказывались философами, экономистами, педагогами, общественными деятелями: Д. Пристли Т. Пейн Д. Локк
В 1749г. Дени Дидро опубликовал известное «Письмо о слепых в назидании зрячим», а в 1751 г. «Письмо глухим и немым». Автор этих работ обратился к судьбам людей-инвалидов, по разным причинам лишенных зрения или слуха. «Основываясь на изучении деятельности взрослых слепых, - отмечает В. А. Феоктистова,- он выдвигает мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая эти органы чувств( осязания, слух и др.) в процессе обучения, учитель помогает слепому «открыть двери», через которые он познает окружающий мир».
Иоганн Генрих Пестолоцци – один «великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных».Главной для Пестолоцци стала идея разностороннего развития ребенка, подготовка его к предстоящей трудовой деятельности. Теория элементарного образования, еще на рубеже XVIII - XIX вв., предусматривала развивающее обучение и включала наряду с умственным и физическим обязательное трудовое воспитание. Он высказывал убежденность в необходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома. Особое место в его сочинениях – «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить»- было отведено широкому кругу вопросов, касающихся развития речи ребенка. И. Г. Пестолоцци
Системы обучения глухих
Основоположником системы мимического метода был– Шарль Мишель. Опыт индивидуального обучения глухонемых детей, успешные занятия с неслышащими привели этого выдающегося педагога к мысли открыть училище (школу) и обучать воспитанников в небольших группах. В ходе обучения он использовал жестовую речь. Он считал, что язык жестов (мимику) необходимо сопровождать знаками, Он назвал их «методическими знаками». Замена слуха и устной речи знаковой и письменной формами речи явилась основным принципом всей образовательной работы с глухонемыми по методу Шарль Мишель. Дактильную речь он отвергал, а устной не придавал самодовлеющего значения.
Первая школа для детей с нарушением слуха во Франции – Парижский институт глухонемых (1760).
И. Кант И. Гердер Б. Бауэр Он считал, что познавательные возможности неслышащих и неговорящих весьма ограничены: в своем безречевом развитии они в состоянии достичь лишь подобия разума. По его мнению, человек, владеющий разумом, есть «освобожденное творение», благодаря разуму он обладает свободой и достоинством, может различать добро и зло, истину и заблуждение Он признавал за глухонемыми способность к осознанию лишь некоторых практических закономерност ей.
Одновременно с мимическим методом формировалась немецкая дидактическая система воспитания и обучения глухонемых детей «чистый устный метод». Широкую популярность она приобрела благодаря тому, что провозглашала своей задачей формирование у неслышащих устной речи как основного способа общения и средства обучения. Первым представителем педагогической системы «чистый устный метод» был учитель немецкого языка Самуил Гейнике. К обучению глухонемых детей в составе группы он пришел, опираясь на опыт обучения слышащих. В 1778 г. Он открыл в Лейпциге первую в Германии специальную школу для глухонемых – Саксонский институт для немых и для людей с другими недостатками речи. Самуил Гейнике
Зарождение науки о методах обучения слепых и начало практики их обучения в социальных учебных заведениях связаны с деятельностью талантливого французского тифлопедагога Валентина Гаюи ( ). В. Гаюи пришел к выводу о возможности обучения письму, чтению и другим общеобразовательным предметам. В 1784 году провел опыт индивидуального обучения слепого, который в дальнейшем стал научно обоснованной системой обучения слепых. В 1786 году было открыто первое учебное заведение этой направленности – Парижский институт слепых. Валентин Гаюи ( ).
Основные задачи своего метода В. Гаюи видел в следующем: Предоставить возможность учиться и быть занятым Научить собственным трудом добывать средство для существовани я Главное внимание при обучении незрячих детей «было обращено на чтение, письмо и арифметику. В программу были включены элементы географии, предусматривались ориентировка на местности и чтение рельефных карт, ремесло и музыка». Ведущим средством обучения, по В. Гаюи, служила устная речь, которая была ориентирована на возможности сохранного анализатора - на слух учащихся. При письме и чтении использовался латинский рельефный шрифт.
Педагогическая и общественная деятельность В. Гаюи - основоположника системы образования слепых детей - оказала заметное влияние на весь ход дальнейшего развития тифлопедагогики в странах Западной Европы и в России. Пример Франции и Германии, стран, где были открыты первые учебные заведения для детей с сенсорными нарушениями, обрел последователей в других государствах Западной Европы и Америки. в Вене в 1779 г., была открыта школа для глухих детей с 1778 г., в Лейпциге функционировали две школы - для слепых и глухих На рубеже ХVIII и XIX вв. такие школы открываются во многих странах: в Англии, Ирландии, России, Швеции, Португалии, Испании. В частности, первые школы для слепых появились: в Англии - Ливерпуль (1791), Лондон (1791 и 1793), Бристоль (1793); в Шотландии - Эдинбург (1792); в Германии - Берлин (1806); в Чехии - Прага (1807); в Австрии - Вена (1804); в Польше - Варшава (1805); в Голландии – Амстердам (1808); в Швейцарии - Цюрих (1809); в Дании - Копенгаген в Ирландии - Дублин (1799); ( 1811); в России - Санкт-Петербург (1807); в США (в Хартфорде) (1917г.); затем (1831) появилась школа для слепых в Бостоне (Самюэль Гридли Хоув). Вскоре были созданы также школы в Нью-Йорке и Филадельфии.
Филипп Пинель (1745 – 1826) Влияние французского материализма изменило отношение к психически больным как к одержимым злым духом. Эпоха Просвещения была обязана французскому психиатру Филиппу Пинелю ( ), который впервые снял цепи с душевнобольных в лечебницах Бисетре (1792) и Сальпетриере (1793) и определил основные направления изучения психических болезней. Психически больные люди наконец-то обрели некоторые человеческие и гражданские права. На основании наблюдений за своими пациентами Пинель разработал классификацию душевных болезней, в соответствии с которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов.
Жан Марк Гаспар Итар ( ) Многие историографы утверждают, что начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями было положено еще на рубеже ХVIII - XIX вв., известным французским психиатром Жаном Марком Гаспаром Итаром ( ), который осуществил попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка «(звейронского дикаря»). Опыт Ж. Итара оказал позитивное влияние как на развитие практических методов работы с умственно отсталыми детьми, так и на теоретические исследования в этой области. Он «был положен в основу всех систем воспитания и обучения слабоумных, которые создавались в первой половине XIX в.
Свои научные взгляды и наблюдения он изложил в работах «Обучение авейронского дикаря» (1801), «Отчет о работе с авейронским дикарем» (1807) и «Характеристика ушных болезней» (1821). Все эти дефекты можно было отнести к той или иной эпохе Накопление медицинских знаний способствовало изменению отношения к людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Уничтожение младенцев с физическими увечьями, в немалой степени обусловленное мистическим страхом и устаревающими представлениями о ценности человеческой жизни, постепенно сменялось христиански- милосердным, участливым отношением к этим людям со стороны верующих христиан и попытками медицины лечить рассматриваемые дефекты. Все эти дефекты можно было отнести к той или иной эпохе. До ХVIII столетияэти дефекты в большинстве своем были последствиями эпидемических заболеваний, например лепры (проказы). С развитием капиталистических общественных отношений резко увеличивается доля нарушений опорно- двигательного аппарата, причинами которых становятся социальные заболевания, такие, как туберкулез, детский церебральный паралич, сколиоз как последствие рахита в раннем возрасте, производственные травмы и увечья у детей, работающих на мануфактурах и фабриках. появляются первые специализированные лечебницы для людей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Именно в связи с этими обстоятельствами наряду с призренческой (каритативной) формой социальной помощи появляются первые специализированные лечебницы для людей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Важную роль в укреплении централизованного Русского государства сыграла деятельность Ивана IV (Грозного). В целях нормализации общественных отношений и установления правопорядка царь созвал в 1551 г. собор, который изложил свои постановления в 100 главах. Стоглавый Собор унифицировал церковные, культы и обряды, одобрил нормы государственного, судебного, уголовного, гражданского и семейного права. Глава 73 была посвящена общественному призрению. В соответствии с ее положениями в организацию приюте кого призрения вносились существенные изменения: руководящие функции призрения и забота о «калечных детях» передавались государственной власти. Иван IV (Грозный).
Важные изменения, связанные с обучением и воспитанием детей (в том числе с отклонениями в развитии), были характерны и для русской действительности XVIII в. В этот период В России происходил и глубокие экономические, политические и культурные преобразования. Энергичная деятельность Петра I способствовала значительному развитию просвещения, науки и техники. Быстрыми темпами обновились педагогика и медицина. Основными центрами российской науки становятся учрежденная Петром I в 1724 г. Академия наук и открытый в дальнейшем (1755) по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет. Петр I обязал магистраты, воевод и помещиков осуществлять «Заботу об «увечных детях». «сиротскими дворами надзирать, чтобы доходы не убавлялись, но всегда бы по возможности прибавлялись- (Указ 1719 года). В целях укреплении материального положения воспитательных учреждений он издал указ, в котором содержалось требование «сиротскими дворами надзирать, чтобы доходы не убавлялись, но всегда бы по возможности прибавлялись- (Указ 1719 года). Для централизации управления в середине XVIII в. был создан специальный Приказ общественного призрения, в ведение которого вошли все приюты и сиротские дома. 27 апреля октября) 1721
1) губернские госпитали для незаконнорожд енных детей с приютами для больных и инвалидов; 3) специальные сиротские дома при монастырях для круглых сирот и калек. 2) сиротские дома с определенным числом убогих, увечных и «после родителей оставшихся детей»; Патронирование «малолетних увечных детей» патронирование Кроме того, в 30-х гг. XVIII в., в системе общественного призрения возникла новая форма воспитания «малолетних увечных детей» - патронирование. Эта форма призрения широко практиковалась в связи с организацией воспитательных домов. Патронированию подлежали, главным образом, дети с нарушениями слуха. Суть патронирования состояла в том, что из приютов и воспитательных домов в крестьянские семьи отдавали на воспитание детей-сирот. Каждая такая семья получала материальную субсидию на содержание приемного ребенка. В результате нововведений начала складываться новая система заведений общественного призрения:
Василий Никитич Татищев ( ) «искусствам и ремеслам Василий Никитич Татищев ( ) впервые в российской педагогике начал разрабатывать вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, подчеркивал значимость обучения «искусствам и ремеслам». Взгляды Татищева на решение проблем общего и профессионального образования полностью разделял великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов ( ). Широко известны его суждения о социальной и личностной ценности образования, которые нашли отражение в трудах его единомышленников и последователей - А. А. Барсова, И. И. Бецкого и других.
В истории педагогических идей и проектов екатерининской эпохи видное место принадлежит советнику Екатерины II по вопросам образования Ивану Ивановичу Бецкому ( ). Учитывая опыт просветительных учреждений Западной Европы, И. И. Бецкой составил несколько проектов реорганизации воспитания детей в России – «Генеральный план воспитательного дома», «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества». В них говорилось о необходимости формирования для страны «новой породы» деятельных людей из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны были пребывать с 5-6 лет до 18- летнего возраста. Как и все просветители XVIII в., И. И. Бецкой высоко ценил роль воспитания в общественной жизни и говорил о том, что «корень всему злу и добру - воспитание». Иван Иванович Бецкий ( ).
В 1763 г.в Москве по его инициативе был создан первый воспитательный дом с госпиталем для неимущих родильниц. В 1797 г.аналогичный воспитательный дом открылся в Санкт-Петербурге. Исторические документы этих домов свидетельствуют о том, что в них воспитывались (в отдельных группах) наряду с обычными детьми и дети с нарушениями сенсорного развития. Создание в России воспитательных домов положило начало организованному и в известной мере специализированному обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В условиях таких домов глухонемые дети воспитывались в специальных группах, что способствовало формированию системы их обучения и трудовой подготовки. В ее основу были положены принципы семейного уклада. Высоко ценились личный пример и эрудиция педагога, а также гуманное, заботливое отношение к неслышащим воспитанникам.
Дошкольное обучение глухонемых детей до 7 лет включало: физическое и нравственное воспитание; уделялось внимание укреплению здоровья, закаливанию, организации правильного питания, охране зрения воспитанников; общение осуществлялось на основе жестового языка. Дошкольное обучение глухонемых детей до 7 лет включало: физическое и нравственное воспитание; уделялось внимание укреплению здоровья, закаливанию, организации правильного питания, охране зрения воспитанников; общение осуществлялось на основе жестового языка. Работа с глухонемыми детьми школьного возраста предусматривала: физическое и нравственное воспитание; трудовое обучение; самообслуживание и хозяйственность рассматривались как необходимые составляющие элементы учебной системы. Работа с глухонемыми детьми школьного возраста предусматривала: физическое и нравственное воспитание; трудовое обучение; самообслуживание и хозяйственность рассматривались как необходимые составляющие элементы учебной системы. Физические наказания как средство воспитания были запрещены. Центральную роль в развитии глухонемых детей играло трудовое обучение. Инструкции воспитательных домов не предусматривали специальных занятий грамотой и счетом, однако в процессе овладения ремеслами и в общении со слышащими сверстниками глухонемые дети приобретали навыки и счета, и чтения, и письма. Физические наказания как средство воспитания были запрещены. Центральную роль в развитии глухонемых детей играло трудовое обучение. Инструкции воспитательных домов не предусматривали специальных занятий грамотой и счетом, однако в процессе овладения ремеслами и в общении со слышащими сверстниками глухонемые дети приобретали навыки и счета, и чтения, и письма.
Писатель Александр Николаевич Радищев ( ) Его философские взгляды формировались на основе передовых идей естествознания и научных достижений М. В.Ломоносова в философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертию». А. Н. Радищев высказал оригинальные взгляды на при- роду в целом и на процессы психофизического развития человека в частности «В связи с рассмотрением вопросов о ступенях познания, о значении речи в развитии человеческой психики. А. Н. Радищев подробно останавливался на методах обучения глухих, раскрывая при этом зависимость общего развития человека от состояния слуха и речи как орудий познания и общения».
Только в царствование Екатерины II, издавшей в 1775 г., «Указ об учреждении Приказов общественного призрения» в России появились учреждения для душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальном содержании. Так, в 1776 г. был открыт дом для душевнобольных в Новгороде, 1779 г. - в Санкт- Петербурге (при Обуховекой больнице), с 1785 г. начала функционировать Преображенская больница для душевнобольных в Москве. Однако, как отмечает Х.С.Замский, в больницы для душевнобольных умственно отсталых детей помещали достаточно редко. Таким образом, приюты, сиротские и воспитательные дома, госпитали и больницы, участие монастырей в воспитании увечных, их патронирование - все это составляло в эпоху Просвещения своеобразную российскую систему бытового содержания и воспитания людей с отклонениями в развитии. Только в царствование Екатерины II, издавшей в 1775 г., «Указ об учреждении Приказов общественного призрения» в России появились учреждения для душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальном содержании. Так, в 1776 г. был открыт дом для душевнобольных в Новгороде, 1779 г. - в Санкт- Петербурге (при Обуховекой больнице), с 1785 г. начала функционировать Преображенская больница для душевнобольных в Москве. Однако, как отмечает Х.С.Замский, в больницы для душевнобольных умственно отсталых детей помещали достаточно редко. Таким образом, приюты, сиротские и воспитательные дома, госпитали и больницы, участие монастырей в воспитании увечных, их патронирование - все это составляло в эпоху Просвещения своеобразную российскую систему бытового содержания и воспитания людей с отклонениями в развитии.