Скоро в школу ! Психологические рекомендации родителям будущих первоклассников Рокицкая Юлия Александровна, педагог-психолог высш.категории, к.пс.н.
При подготовке ребенка к школе важно формировать и не столько знания, сколько психологическую готовность будущего первоклассника к наступлению нового этапа в его жизни - школьного детства. От родителей также требуется определенная психологическая готовность помочь юному человеку вступить в новый мир.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребёнка необходимый и достаточный для успешного освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. (И.В. Дубровина)
От уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе зависит: - успешность школьного обучения ребенка на начальном этапе; - то, как будет относится ребенок к школе; - то, как будет относиться к ребенку педагог и одноклассники.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает: 1. Интеллектуальную готовность (достаточный уровень интеллектуального развития); 2. Личностную готовность (произвольная регуляция поведения и деятельности, внутренняя положительная мотивация учения); 3. Социально-психологическую готовность (умение общаться со взрослыми и сверстниками). Развитие всех этих качеств в их единстве способно обеспечить освоение школьной программы.
Критерии интеллектуальной готовности Наличие кругозора, достаточный словарный запас; Наличие развернутой фразовой речи; Образная и вербальная (словесная) память (7+/-2); Развитие внимания (концентрация, устойчивость, распределение); Развитие мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, классифицировать, понимать связи между явлениями); Пространственная ориентация (умение ориентироваться в пространстве и тетради). Развитие тонкой моторики (способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур)
Рекомендации по формированию интеллектуальной готовности - Полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому». - Учите задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Важно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных». (Франс А.)
- Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения или просмотра фильма задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Критерии личностной готовности Желание стать школьником; Желание учиться; Интерес к познавательной деятельности; Желание добиться положительной оценки; Уменьшение импульсивных реакций; Эмоциональная устойчивость, эмоциональное реагирование адекватное ситуации, умение выражать негативные эмоции социально-приемлемым способом; Способность выполнять умственную работу по инструкции или образцу; Умение подчинять свое поведение нормам и правилам; Возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Рекомендации по формированию личностной готовности Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. Искренняя родительская заинтересованность в его школьном будущем, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Уже сейчас следует постепенно соотносить режим дня ребенка с режимом дня школьника. Вместе составьте распорядок дня, следите за его соблюдением. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться, адаптироваться.
Не планируйте одновременно с поступлением ребенка в первый класс других крупных начинаний (музыкальная, художественная школа и т.д.). Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Объясните, что сделано неправильно и, если требуется, помогите исправить.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат. Пусть чаще звучит не Ваша оценка его деятельности, а его собственная «Тебе самому понравилось, как ты выступил? Почему?»
Критерии социально- психологическая готовности Способность устанавливать контакт со взрослыми (Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить ); Способность работать в группе сверстников. (Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым).
Рекомендации по формированию социально-психологической готовности С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это Учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. - Учите ребенка договариваться на примере Ваших с ним отношений, чтобы учитывались и его, и Ваши желания – не уступайте все время, но и не ущемляйте постоянно его. - Именно в семье формируется «культ интеллекта» и мотивация учения, культура общения – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, дискуссиях.
Родительская одаренность (Дэвид Льюис ) 1.Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка. 2.Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы. 3.Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. 4.Я предоставил ребенку комнату (часть комнаты) исключительно для занятий.
5. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. 6. Я поручаю ребенку посильные заботы. 7.Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения. 8.Я беру ребенка в поездки по интересным местам. 9.Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы. 10.Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев. 11.Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок его следовал.
12.Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей. 13.Я никогда не наказываю ребенка унижением. 14.Я снабжаю ребенка книгами и материалами для любимых занятий. 15.Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно. 16.Я регулярно читаю ребенку. 17.Я приучаю ребенка к чтению с малых лет. 18.Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать. 19.Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
20.Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине. 21. Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий. 22. Я никогда не дразню ребенка за ошибки. 23. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни. 24. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста. 25.Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
26.Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне. 27.Я честен в оценке своих чувств к ребенку. 28.Я даю ребенку возможность действительно принимать решение. 29.Я поощряю в ребенке независимость.
Заголовок слайда ! Успехов Вам в воспитании Ваших детей!