Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта: руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ Круглянская СОШ, учитель начальных классов Сытник М.В руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ Круглянская СОШ, учитель начальных классов Сытник М.В.
Постановка проблемы: 1. Несоответствие существующей системы функционирования методических служб требованиям стандарта образования нового поколения 2. Преобладание устаревших форм и инструментов организации деятельности методических служб 3. Отсутствие адекватной новому содержанию стандартов образования системы мониторинга конечных результатов процесса обучения
Цель проекта: формирование функциональной модели организации деятельности методического объединения учителей начальных классов Круглянской СОШ в новых условиях Задачи: - изучение и обобщение положительного опыта работы методических служб; - определение недостатков существующей модели организации деятельности методического объединения учителей начальных классов в контексте выполняемых функций; - выявление новых функций методической деятельности, необходимых для внедрения в переходном периоде; - внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.
По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Чем отличаются новые стандарты от «старых»? Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств
Отметим основные требования к образованию в соответствии с новыми стандартами Личностные : включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные: включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные: включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
На первый план процесса обучения школьника выходят: Развитие навыков саморазвития, самообучения независимо от класса обучения Развитие возможностей поиска, восприятия, оценки информации. Оценка соответствия знаний, умений и навыков школьника выдвигаемым требованиям Здесь методическая служба выступает в качестве обеспечивающего механизма методологической стороны поддержки учителей
Какие функции и задачи выполняет МО на данный момент Задачи МО: 1. Отбор содержания и составление учебных программ по предметам; 2. Выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предметам; 3. Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы. 4. Обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику работы, создание банка данных актуального опыта. 5. Диагностика затруднений учителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей. Функции МО: 1. Организация методической работы в рамках различных направлений обучения 2. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. 3. Участие в организации семинарских занятий, циклов открытых уроков по заданной тематике с целью ознакомления с методическими разработками. 4. Реализация внеклассной работы.
Вывод: Реализуемые на сегодня методическим объединением задачи и функции не позволяют занять то место, которое может ему отводиться в системе стандартов нового поколения.
Учебную деятельность, соответствующую новым условиям, на наш взгляд, целесообразно представить в виде процесса: Постановка «главной» цели процесса обучения в соответствии с требованиями стандарта образования Планирование результатов процесса обучения Реализация поставленных задач Сравнительный анализ полученных показателей
Название процессаФормируемая функция 1. Постановка «главной» цели процесса обучения Анализ зоны ближайшего развития (ЗБР) 2. Планирование результатов процесса обучения Формирование новых методик обучения на основе принципов индивидуализации и дифференциации 3. Реализация поставленных задачОрганизация реализации разработанных методик на практике 4. Сравнительный анализ полученных показателей Контроль на соответствие целям и требованиям стандарта При этом каждый отдельный блок процесса формирует новую функцию методического объединения
Анализ зоны ближайшего развития (ЗБР)
Формирование новых методик обучения на основе принципов индивидуализации и дифференциации.
Использование разработанных методик на практике
Контроль на соответствие целям и требованиям стандарта
Принципы реализации данной модели функционального содержания деятельности методического объединения учителей начальных классов Круглянской СОШ. 1. Принцип единства целей (целеполагание с учетом требований предъявляемых стандартом образования); 2. Принцип постоянства. (закрепление выявленных действий именно в качестве функций, так как они являются постоянно действующими в отличие от задач); 3. Принцип кооперации. (заключается в объединении усилий и интересов всего педагогического коллектива начальных классов, независимо от того, кокай класс ведет каждый из них);
Спасибо за внимание! Разработчик проекта: руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ Круглянская СОШ, учитель начальных классов Сытник М.В руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ Круглянская СОШ, учитель начальных классов Сытник М.В.