Содружество учеников, учителя и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьей. Анисимова Валентина Ивановна учитель начальных классов МОУ «Новоуколовская СОШ»
Организация учителей и учащихся не может существовать без: взаимного доверия всех участников педагогического процесса; соблюдения всеми этических и моральных норм; участия всех, начиная с первоклассников и кончая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения; осознания учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы; постоянного проведения работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования; сотрудничества и взаимосвязи учеников и учителей; работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения; активного участия всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.
Работу классного руководителя с родителями можно вести в трех направлениях: Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги). Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь). Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
I - родители - помощники учителя. Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.
I I - родители - потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей. Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.
I I I - родители не понимают или не хотят понимать требований школы. Они отрицательно относятся к школе, к учителям. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.
Вопросы для учащихся Школа для меня – это… Класс, в котором я учусь, это… Учителя для меня – это люди, которые …. Мои одноклассники – это… Уроки для меня – это… Предметы, которые мне нравятся, – это… Предметы, которые мне не нравятся, это…
Вопросы для родителей Школа, в которой учится мой ребенок, это… Класс, в котором учится мой ребенок, это… Одноклассники моего ребенка – это… Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это… Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, это… Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы: 1.С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь? 2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе? 4. Как складываются отношения с учителями- предметниками у вашего ребенка? 5.Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка? 6.Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – современный учитель. Л. Н. Толстой
Спасибо за внимание!