Социально- педагогические технологии работы с «трудными» детьми Постнова Екатерина Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики МГОУ, методист ИМЦ ИМЦ, 19 февраля 2014года
Проблема « трудных» детей всегда расположена в непосредственной близости трудных неконтактных непонимающихвзрывных
Три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»: наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения, нарушение поведения нелегко исправляется, корректируется необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников -дезадаптивные отношения в семье, - просчет школы, -изоляция от товарищей, - средовая дезадаптация вообще, -стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе
Факторы «трудности» школьников 1) педагогическая запущенность; 2) социальная запущенность; 3) отклонение в состоянии здоровья
Педагогическая запущенность пробелы в учебно- практических и социально- этических знаниях, наличие искаженных знаний и отрицательного жизненного опыта недостатки и ненормальности во взаимоотношениях личности с окружающими недостатки, ненормальности или дефекты в развитии черт и качеств личности
5 основных проблемных групп детей в общеобразовательной школе 1.Одаренные дети 2.Дети с проблемами в обучении и развитии 3.Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды 4.Дети из проблемных и неблагополучных семей 5.Педагогически запущенные дети
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска Зона рискаГруппа риска Одаренные дети Дети, организованные по специальному типу одаренности в научные общества, кружки, секции и т. п. социально-лидерски одаренные; эстетически и художественно одаренные; спортивно и физически одаренные Дети с проблемами в обучении и развитии хронически неуспевающие по всем учебным дисциплинам; слабообучаемые, но «сохранные»; с несформированной учебной мотивацией подростки, не усвоившие программу начальной школы (на уровне письма и чтения) Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды дети-инвалиды; дети с хроническими заболеваниями; психосоматически ослабленные (часто болеющие дети) наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка Дети из проблемных и неблагополучных семей семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; неполные семьи неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения родительского долга Педагогически запущенные дети дети с низким уровнем культуры (обученности, воспитанности); дети с девиантным, агрессивным, асоциальным поведением дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети
Что делать педагогу? Не считать возникновение школьных трудностей крахом собственной педагогической компетентности. Быть терпеливым в стремлении помочь ребёнку. Быть предельно доброжелательным в общении с ним. Не проявлять негативного отношения к ученику ни словом, ни жестом, ни взглядом, ни выражением лица. Избегать оценочных суждений. Не сравнивать ребёнка со сверстниками. Предлагать конструктивные варианты помощи. Хвалить ребенка при всех, обсуждать его проблемы наедине с ним. Сделать родителей союзниками в помощи ребёнку. Помнить, что отношение учителя к ребёнку, его оценка часто становится оценкой и отношением к нему родителей.
Принципы работы с детьми «зоны риска» Любой ребёнок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи. Коррекция комплексных трудностей - многоаспектная задача, для её успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы. Помощь детям, находящимся в «зоне риска», - это, в первую очередь, выявление причин, вызывающих трудности. Детям, находящимся в «зоне риска», должна оказываться системная помощь, включающая меры неспецифической и специфической помощи.
Выводы Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения. Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы. Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.