Инновационные подходы в работе с семьей
Принципы эффективного взаимодействия с семьей Родители являются воспитателями ребенка; Детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей; Активизация родителей и сдерживание чрезмерной активности педагогов в пользу ребенка, и переход к продуктивному взаимодействию семьи и детского сада. Девиз этого принципа: «Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка для семьи и через семью»
Технология взаимодействия. Система работы ДОУ с семьей Принципы работы с родителями: целенаправленность, систематичность, плановость; дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; возрастной характер работы с родителями; доброжелательность, открытость. Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребенком; посещение семьи ребенка; обследование семьи с помощью проектных методик; беседа с ребенком; беседа с родителями.
Формы работы с родителями: общие, групповые, индивидуальные; педагогические консультации, беседы, семинары, тренинг, конференции; совместное проведение занятий, досугов; клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы; участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки; дни открытых дверей; педагогическая гостиная.
План изучения семьи Общие сведения о ребенке. Фамилия, имя ребенка _________ Пол _________ Дата рождения _______________ Дата заполнения ______________ Общие сведения о родителях. Мать _____________________________________________ Возраст ____________________ Образование _____________________ Место работы ________________________________________________ Увлечения, интересы __________________________________________ Отец____________________________________________________ Возраст ____________________ Образование _____________________ Увлечения, интересы __________________________________________ Другие члены семьи, проживающие с ребенком в данный момент. Бабушка ___________________________________________________ Увлечения, интересы __________________________________________ Дедушка ___________________________________________________ Увлечения, интересы __________________________________________ Братья, сестры __________________________________________
Жилищно-бытовые условия. Особенности взаимоотношения между взрослыми членами семьи. Особенности отношения взрослых членов семьи к ребенку. Приоритеты семьи в воспитании ребенка. Особенности воспитательных воздействий. Преобладающие приемы воспитательного воздействия на ребенка. Организация совместных форм деятельности в семье. Участие родителей в детских видах деятельности (в игре, рисовании, лепке, конструировании, чтении художественной литературы). Позиция взрослых членов семьи при организации совместных форм деятельности с ребенком. Видение родителями положительных и отрицательных сторон своего воспитательного воздействия на ребенка. Наличие психолого-педагогических знаний, практических умений родителей. Отношение семьи к образовательному учреждению. Позиция родителей при взаимодействии с детским садом.
Памятка воспитателю, посещающему семью своего воспитанника Воспитатель может выяснить: Микроклимат; Семейный уклад; Организацию режима ребенка, его игр, труда, занятий; Трудовое воспитание: Чем занимается ребенок дома, какими трудовыми навыками владеет, как им руководят взрослые; Есть ли у ребенка трудовые обязанности; Установлено ли определенное время для выполнения обязанностей; Определяют ли взрослые цель деятельности ребенка, ее значение; Приучают ли планировать основные этапы работы; Наблюдают ли за тем, как ребенок работает; Замечают ли взрослые удовлетворенность ребенка при хорошо выполненной работе; Какие орудия труда есть у ребенка, где хранятся, в порядке ли они.
Перспективный план взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Блок 1. Рекламный Рекламный буклет Листовка Стенды для родителей День открытых дверей Создание сайта в Интернете Реклама образовательных услуг Публикация Горячая линия
Блок 2. Диагностический Анкетирование Опросы Интервью Беседы Тестирование Комплексные исследования Почта
Блок 3. Педагогическое просвещение родителей Наглядная педагогическая пропаганда Родительские собрания Методические мероприятия
Блок 4.Совместная деятельность коллектива учреждения и родителей Планирование Проведение досуга Разработка наглядной культуры учреждения Работа по благоустройству детского сада Участие родителей в педагогическом процессе Школа родителей
Блок 5. Подготовка педагогов к работе с родителями Диагностика Методические мероприятия с педагогами Самообразование педагогов
Блок 6. Контрольный Воспитание культуры педагогического общения Сбор аналитического материала Методические мероприятия Обмен опытом Планирование
Формы работы с семьей Традиционные Презентация дошкольного учреждения Открытые занятия с детьми для родителей Посещение семьи Педагогические беседы Педагогический совет с участием родителей Тематические консультации Групповые собрания: КВН, викторины, посиделки, круглый стол, конференции, «за чашкой чая». Круглый стол с родителями Конференции с родителями Практические семинары Библиотечка для родителей Создание клубов для родителей Наглядная пропаганда Нетрадиционные Первые визиты в детский сад Телефонные звонки Брошюры Бюллетени Еженедельные записки Личные блокноты Приемы создания ролей для родителей: гость группы, доброволец. Проектная деятельность
Примерная форма протокола родительского собрания Протокол … родительского собрания группы ____________________ Тема: ___________________________________________________ От «_» _____________201_________ года. Присутствовало: _________________ человек. Отсутствовало: __________________ человек. Приглашенные: (Ф.И.О., должность). Повестка родительского собрания: 1.… 2.… По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) …….(необходимо изложить главную мысль выступающего) Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т.п. (В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О. родителя)
Принятие решения путем голосования. За _ … человек, против - … человек (конкретно Ф.И.О. родителя) Постановили: принять единогласно ( принять большинством голосов, не принять). По второму вопросу слушали: … (аналогично по всем вопросам повестки). Решение собрания: 1. Срок исполнения ______________ Ответственный ______(Ф.И.О.). 2. Срок исполнения _____________ Ответственный _______ (Ф.И.О.). 3. Срок исполнения _____________ Ответственный ________(Ф.И.О.). Председатель: _____________________ (подпись) Секретарь: _____________________ (подпись)
Рекомендации по заполнению протокола В графе «присутствовали» необходимо указать количество присутствующих родителей на собрании. Необходимо познакомить отсутствующих на собрании с решением родительского собрания, через объявление в родительском уголке или индивидуально. В протоколе следует указать конкретные фамилии родителей и их вопросы, предложения, возникающие в ходе обсуждения вопроса. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки. На собрании следует обсуждать и решать в первую очередь педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей. Результаты педагогической диагностики на общее обсуждение не выносятся. Данные о детях даются родителю (законному представителю) только в индивидуальном порядке (конфиденциально).
Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования. Секретарь записывает количество голосов: сколько человек – «за» и сколько – «против» (кто конкретно против, с указанием Ф.И.О.). Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных. Протокол родительского собрания оформляется своевременно (в течение 3 дней). Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут воспитатели. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые выступали на родительском собрании.
Рекомендуемая литература. «Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития» Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.Г. Агавелян. Е.Ю. Данилова. О.Г. Чечулина «Воспитателю о работе с семьей» О.Н. Урбанская «Оформление помещений дошкольных учреждений»Г.Н.Пантелеев « Детский сад и семья»Т.А. Маркова «Заведующий дошкольным учреждением» А.К.Бондаренко.