Тип урока : повторительно – обобщающий урок. Цели : учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот ; осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом ; употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом. Оборудование : картина И. И. Левитана « Золотая осень », фрагменты из цикла « Времена года » П. И. Чайковского, перфокарты, карточки - информаторы. Систематизация и обобщение изученного по теме « Причастие ».
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. ( М. В. Ломоносов.)
Задание : расставить знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия. Гроза грохочущая вдали надвигалась и огромная лиловая туча медленно выползала из - за леса.
« Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ».
« Правописание гласных перед Н и НН в причастиях ».
Задание : составьте предложения по схемам. 1) /~~~~~~~~~~~~~~/ х … 2) Х,/~~~~~~~~~~/, ….. 3) х, /~~~~~~~~~~~/.
Карточка - информатор
Золотая осень И. И. Левитан
Осень. Солнечный день
Ранняя осень
Осень в Сокольниках
Осень. Долина реки
Озеро. Луна.
Домашнее задание по группам. 1. Сообщения о роли причастий в нашей речи. 1 группа. Проанализировать учебники физики, химии. 2 группа. Проанализировать газетные статьи. 3 группа. Сделать запись устной монологической и диалогической речи