Воспитательные функции школы в условиях личностно- ориентированного образования МОУ СОШ 34 г.Комсомольск-на-Амуре
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно- воспитательного процесса. Цель: Способствовать фор- мированию у педагогов установки на использование личностно- ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов. Задачи: 1) Проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе; 2) Выявить характерные черты личностно- ориентированного классного часа, разобрать проекты его организации, критерии его анализа. 3) Наметить пути освоения педагогами технологии подготовки и проведение личностно- ориентированного классного часа.
План проведения педсовета 1. Сущность личностно-ориентированного подхода – Колот Г.Ю. 2. Современный классный час в системе личностно-ориентированного образования - Кузнецова Е.А. 3. Формы взаимодействия школы с родителями– Есина Е.В. 4. Социокультурное исследование детских рисунков. - Власова И.А. 5. Работа с трудными детьми – изгоями. - Литовченко И.А. 6. Обсуждение и утверждение решения педсовета.
"Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке "волка» И.А. Ильин
Педагогические технологии (по Г.К.Селевко) 1. Авторитарные 2. Дидактоцентрические 3. Личностно-ориентированные: Гуманно-личностные технологииГуманно-личностные технологии Технологии сотрудничестваТехнологии сотрудничества Технологии свободного воспитанияТехнологии свободного воспитания Эзотерические технологииЭзотерические технологии
Принципы личностно- ориентированного обучения СамоактуальностиИндивидуальностиСубъектностиВыбора Творчества и успеха Веры, доверия и поддержки
Проектирование личностно- ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; признание главной целью - развитие индивидуальных способностей ученика; признание главной целью - развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Что такое личностно- ориентированный подход? Определение: Методическая ориентация в педагогической деятель- ности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самострои- тельства и самореали- зации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Аспекты: 1. Это ориентация в педаго- гической деятельности; 2. Это комплексное образо- вание, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; 3. Это устремление педагога содействовать развитию индивидуальности учаще- гося, проявлению его субъективных качеств.
Чем отличается личностно- ориентированный подход от традиционных? Личностно-ориентиро- Личностно-ориентиро- ванный: ванный: Цель – развитие индиви- дуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального. Традиционные: Цель – освоение учащимися социаль-ного опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков; формирование социально типичного.
Из каких компонентов складывается личностно- ориентированный подход? Основные понятия: индивидуальность индивидуальность личность личность самоактуализированная личностьсамоактуализированная личность самовыражение самовыражение субъект субъект субъектность субъектность я – концепция я – концепция выбор выбор педагогическая поддержка педагогическая поддержкаПринципы: самоактуализации самоактуализации индивидуальности индивидуальности субъектности субъектности выбора выбора творчества и успеха творчества и успеха доверия и поддержки доверия и поддержкиМетоды: диалога диалога игровые игровые рефлексивные рефлексивные педагогической поддержки педагогической поддержки диагностические диагностические создание ситуации выбора и успеха создание ситуации выбора и успеха
Базовые воспитательные процессы, способствующие становлению ребенка ЖизнетворчествоСоциализация Культурная идентификация Духовно-нравственное развитие индивидуализация
Принципы личностно- ориентированного подхода Аксиологический (ценностно- смысловой) Культурологический Жизнетворческий (событийный) Морально-этическийГражданскийЛичностный
Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа 1. Совместное планирование тематики классных часов на учебный год; 2. Уточнение темы классного часа, генерирование идей по его подготовке и проведению. 3. Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения; 4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа; 5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа; 6. Проведение классного часа; 7. Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
В дневник классного руководителя Возможно ли Другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать И не давать с дороги сбиться, Толкать и осуждать, мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право … Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы: Лишь в чуде внутренней борьбы Ютится взлёт людской судьбы …
Проект решения педсовета 1. Каждому классному руководителю разработать систему классных часов личностно- ориентированной направленности; 2. Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации; 3. Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов; 4. Результаты деятельности классных руководителей по данному вопросу обсудить на заседании ШМО классных руководителей (разработать и утвердить критерии анализа личностно-ориентированного классного часа) 5. Утвердить Положение о классном часе.