Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.
В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология. Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразно й деятельности ребенка. Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Функции предметно-развивающей среды в ДОУ: Первая младшая группа познавательная – вводит ребенка в мир знакомых предметов и малознакомых предметов, звуков, явлений, действий и отношений; оздоровительная – обуславливает развитие двигательной активности малыша, соответствует оздоровлению.
В группе «Кроха» созданы уголки – для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Атрибуты игры «Больница».
Центр физической культуры Собран физкультурный инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.
Музыкальный центр Основное содержание центра - музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.
Театральный центр Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра.
Центр развития сенсорики Это центр в большей степени предназначен для малышей. В нем собраны пособия, игры, книги, материалы. Позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности. Имеются материалы для развития мелкой моторики..
Книжный Центр В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы.
Центр дидактических игр
спокойная и доброжелательная обстановка; В детском саду созданы условия для нормального психосоциального развития детей: внимание к эмоциональным потребностям детей; созданы условия для развития и обучения. организация игр и бесед с детьми;