Классификация видов памяти. Особенности каждого вида, методы преподавания, наиболее эффективные для каждой группы. Упражнения по развитию памяти.
Классификация видов памяти. Па́мять одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Процессы памяти Запоминание это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Классификация видов памяти Воспроизведение и узнавание процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Забывание потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Классификация видов памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память. по содержанию образная память, моторная память, эмоциональная память; по организации запоминания эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память; по физиологическим принципам определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная) по наличию цели произвольная и непроизвольная; по уровню развития моторная, эмоциональная, образная, словесно- логическая
Классификация видов памяти Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. Эпизодическая память память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны. Семантическая память память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 9 х 8 = 72, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
Классификация видов памяти Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. Топографическая память способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают: кратковременную, оперативную, долговременную. Кратковременная память это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств или из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычнов форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида такого повторения:
Классификация видов памяти механического (акустико-артикуляционнога) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, но не достаточен для ее перевода в долговременную память; повторение ассоциативного характера, т.е. сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации). В отличие от кратковременного, долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения. В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).
Классификация видов памяти Оперативная память это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. Долговременная память подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное от часов до десятилетий удержание знаний, сохранение умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. Связана со структурно- химическими изменениями в нейронах: с изменениями структуры белковых молекул, накоплением рибонуклеиновых кислот. Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти.
Классификация видов памяти В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память это запоминание и воспроизведение при отсутствие осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить. Произвольная память это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия. По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: механическая и смысловая. Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями.
Классификация видов памяти Законы памяти Закон памятиПрактические приёмы реализации Закон интересаИнтересное запоминается легче. Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Классификация видов памяти Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей. В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти: - наглядно-образный; - словесно-логический; - промежуточный (гармонический). Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки. Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический материал.
Особенности каждого вида, методы преподавания, наиболее эффективные для каждой группы Классификация методов активного обучения Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки: источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения); методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения); тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения); вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр. Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций
Особенности каждого вида, методы преподавания, наиболее эффективные для каждой группы Различают имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. активные методы обучения неимитационныеимитационные игровыенеигровые проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; Дискуссии деловаяигра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирование различной деятельности коллективная мыслительная деятел ьность; ТРИЗ работа;
Особенности каждого вида, методы преподавания, наиболее эффективные для каждой группы Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д. 3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности.
Упражнения по развитию памяти. Упражнение (тест) со списком из 20 слов: Кастрюля, Стул, Барабан, Парусник, Мыло, Банан, Ковер, Буква, Автомобиль, Река, Пробка, Орудие, Сандалия, Булавка, Сумка, Перо, Картина, Ваза, Веревка, Медаль. Прочитайте этот список и изучите его в течение полутора минут. Попытайтесь произнести слова по порядку. В случае ошибок пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно. Если вы запомнили от 18 до 20 слов, великолепно; от 15 до 17 - это еще хорошо; от 10 до 14 - средне; если меньше 10 - это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью. Доверьтесь своей памяти. Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем ей доверяют. Меньше доверяют - меньше хотят ею пользоваться. Меньше пользуются - меньше она работает. Тогда ей доверяют еще меньше. Это порочный круг.
Упражнения по развитию памяти. Доверьтесь своей памяти, и она будет иметь возможность больше работать. Она улучшится. Рассмотрим способы, которые вам позволят умножить возможности вашей памяти. Чем больше вы будете использовать эту технику, тем больше вы заставите работать механизмы, которые вам помогут зарегистрировать и воспроизвести то, что вы хотите запомнить, и тем с большей легкостью эти механизмы заработают. Не пытайтесь немедленно дать большую нагрузку вашей памяти, но с каждым следующим днем требуйте от нее немного больше, чем накануне. Итак, если вы хотите улучшить память: поверьте в свою память и заставьте ее работать.
Упражнения по развитию памяти. Упражнение Вы понадейтесь на свою память, чтобы сделать завтра какое-нибудь дело Например, взять книгу из шкафа или библиотеки и положить ее на стол. Представьте себе, как завтра вы войдете в свой дом. В момент, когда вы будете открывать дверь, нужно, чтобы вы подумали о том, что надо вынуть книгу. Не записывайте это нигде, не делайте узелка на носовом платке. Просто сегодня подумайте о своем возвращении домой завтра вечером и поручите своей памяти думать о книге. Затем посмотрите на эту книгу, чтобы точно знать, о какой книге идет речь. Подумайте о том, что вы не должны забыть об этом действии; вспомните об этом 2 или 3 раза сегодня вечером и доверьтесь вашей памяти.
Упражнения по развитию памяти. Сейчас мы попробуем развить немедленное сосредоточение с помощью нескольких упражнений. Упражнение (на сосредоточение) Возьмите предмет (часы, ключ, соску); осмотрите его внимательно в течение 30 секунд, затем закройте глаза и попытайтесь как можно точнее его воспроизвести. Если некоторые детали не представляются четко, посмотрите на предмет снова, затем закройте глаза, и т.д.- до полного воспроизведения предмета. Упражнение (на сосредоточение) Вот упражнение под названием "мозговые ящики". Выберите 3 предмета для размышления: например, ваш план работы, научный или литературный сюжет и личное воспоминание (каникулы, путешествие и т. д.). Посвятите 3 минуты на размышления о каждом из трех сюжетов. Во время первых 3-х минут думайте только о предмете п.1; затем переходите к п.2; наконец, к третьему сюжету. Во время каждой фазы нужно избегать рассеивания мыслей и особенно воспоминаний о других сюжетах.
Упражнения по развитию памяти. Упражнение (на сосредоточение) Представьте лицо человека, которого вы видите часто; вы отметите, что вы о нем имеете только общее представление, а детали исчезают. Дополните ваши наблюдения, когда увидите человека вновь, и начните упражнение снова; до того момента, пока вы не будете представлять его совершенно четко. Упражнение – напоминание Прочтите текст внимательно, но только один раз. Текст для чтения: Шестого марта, около Шато-Тьери, произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельс. Состав состоял из 34 вагонов; в 16-ти была солярка, а в 18-ти - вино. Две цистерны солярки по 40 м 2 и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылилась на национальную автостраду, что послужило причиной схода в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто серьезно не пострадал, и только водитель грузовика получил легкие ушибы.
Упражнения по развитию памяти. Контрольный вопросник упражнения (теста) 24 Ответьте на следующие вопросы: 1. Куда направлялся поезд? 2. Каких вагонов было больше -с вином или с соляркой? 3. Сколько цистерн с вином было повреждено? 4. Чего больше разлилось - вина или солярки? 5. Сколько было всего вагонов? 6. В какое время суток произошло крушение? Проверьте результаты. Этот тест служит упражнением на сосредоточение и покажет вам, что обычно положение таково, что мы, увлекаясь цифрами, часто забываем понятия и простые вещи.
Упражнения по развитию памяти. Как не забыть о том, что нужно будет сделать через какой-то промежуток времени.(ассоциации) Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать? Вы должны создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть. В этом примере вы обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада? Очень просто вы должны представить себе, что находитесь в кассе, у окошка, где продают билеты, и получаете от кассира "гору" шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь - кассира, подающего вам в окошко "гору" шоколада. Когда, спустя неделю, вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором встанет "картина" - большое количество шоколада и заставит вспомнить вас о покупке.
Упражнения по развитию памяти. Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу электробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании. Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную картину в течение секунд. Позже вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Чем больше картинка поражает своей комичностью, либо преувеличением, тем быстрее и легче она возникнет в вашем сознании. Упражнение Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т.д.). Таким образом вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.
Девиантное поведение Существует две точки зрения при рассмотрении понятия «девиантное поведение». Первая с позиции медицинской нормы на оси «здоровье предболезнь болезнь». Вторая отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация дезадаптация изоляция». Более правильно учитывать обе точки зрения, поскольку понятие «отклоняющееся поведение» носит междисциплинарный характер и является предметом изучения психологии, медицины, педагогики, социологии. Девиантное поведение личности это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам). Девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, т. е. может носить деструктивный или аутодеструктивный характер. Девиантное поведение это преимущественно стойко повторяющееся поведение (многократно или длительно).
Генетические и физиологические предпосылки возникновения зависимостей. Основными научными концепциями и теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая. Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В 19 веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и определённым физиологическим строением его организма. Известный американский психолог и врач У. Х. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации (Мезоморфный тип, мускулистый, атлетический). В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.
Генетические и физиологические предпосылки возникновения зависимостей. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. аномос - беззаконный, безнормный, неуправляемый). Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Р. Мертон в 1938 г. внёс некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определённых социально – экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.
Генетические и физиологические предпосылки возникновения зависимостей. Культурологические теории (Селлин, Миллер, Сутер – Ленд) считали, что причина девиации - в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого – то конкретного человека, а всего общества.
Классификация и характеристика зависимостей. Условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический. 1. Социально-правовой подход. В его рамках выделяют социологическое и правовое направления. Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления. Эти явления регулируются по нескольким основаниям: в зависимости от масштаба массовые и индивидуальные отклонения; по значению последствий негативные и позитивные; по субъекту отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм); по объекту экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.; по длительности единовременные и длительные; по типу нарушенной нормы преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.
Классификация и характеристика зависимостей. В праве под отклоняющимся поведением понимается все то, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Правонарушения подразделяются на: преступления; административные и гражданско-правовые нарушения; дисциплинарные проступки. 2. Педагогический подход. Педагогические классификации менее дифференцированы. Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация». Основные педагогические задачи воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации.
Классификация и характеристика зависимостей. В структуру школьной дезадаптации включаются: неуспеваемость; нарушение взаимоотношений со сверстниками; эмоциональные нарушения; поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др. Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится сталкиваться со следующими негативными поведенческими проявлениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др.
Классификация и характеристика зависимостей Психологический подход. В основу психологического подхода положены социально-психологические различия между различными видами отклоняющегося поведения. При психологической классификации отклоняющегося поведения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуальностилевые характеристики поведения. По Е.В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное) поведение; антисоциальное (делинквентное) поведение; аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Медицинский подход. Некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины (пример: назначение наркотических веществ в медицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической зависимости, перетекает в болезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию).
Классификация и характеристика зависимостей Понятие «зависимость» заимствовано из медицины. В широком смысле под зависимостью понимается «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» Условно можно выделить нормальную и чрезмерную зависимость. Нормальная зависимость это зависимость от жизненно важных объектов (воздух, вода, еда, привязанность к родителям, супругам, друзьям). Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение. В специальной литературе для обозначения зависимого поведения применяется термин «аддиктивное поведение» (англ. addiction склонность, пагубная привычка), а человек, находящийся в зависимости от чего-либо или кого-либо, называется аддиктом. Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности имеет большое число подвидов, которые дифференцируются по объекту аддикции (зависимости). Можно выделить следующие формы зависимого поведения в соответствии с объектом зависимости:
Классификация и характеристика зависимостей химическая зависимость (курение, токсикомания, наркомания, алкогольная зависимость, другая лекарственная зависимость); нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия); гэмблинг (игровая зависимость компьютерные, азартные игры); сексуальные аддикции; религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту). Смена эпох приводит к изменению и появлению новых форм зависимого поведения. В настоящее время быстро распространяется, например, компьютерная зависимость, чрезмерное увлечение кофе. Выбор личностью конкретного объекта зависимости определяется его специфическим действием на организм человека. Например, популярность алкоголя во многом определяется его широким спектром действия на организм возбуждающее, расслабляющее, согревающее, для лечения простудных заболеваний, повышения уверенности, раскованности. Нередко различные формы зависимого поведения сочетаются или переходят друг в друга.
Классификация и характеристика зависимостей Общие признаки зависимого поведения Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния. Зависимое поведение не появляется из ниоткуда. Оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (имеет начало, нередко безобидное, индивидуальное течение с усилением зависимости и исход). Длительность протекания стадий зависит от особенностей объекта аддикции и индивидуальных особенностей аддикта (возраст, пол, социальные связи, интеллект, способность к сублимации и др.)цикличность зависимого поведения. В одном цикле можно выделить следующие фазы: 1) наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению; 2) усиление желания и напряжения; 3) ожидание и активный поиск объекта аддикции; 4) получение объекта и достижение специфических переживаний; 5) расслабление; 6) фаза ремиссии. Далее идет повторение цикла с индивидуальной частотой и выраженностью (пример с наркотической зависимостью).
Классификация и характеристика зависимостей Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Важное значение имеет формирование аддиктивной установки, т. е. совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, которые формируют аддиктивное отношение к жизни: начинают преобладать мысли и разговоры об объекте аддикции; усиливаются механизмы рационализации с целью оправдать свою зависимость («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «я могу себя контролировать», «все наркоманы хорошие люди» и др.); параллельно развивается недоверие ко всем другим людям, не таким, как они сами, в том числе и специалистам, старающимся оказать им помощь («они не могут меня понять, т. к. не знают, что это такое»). Результат аддиктивная установка приводит к тому, что причина зависимости (алкоголь, наркотики, никотин) становится целью существования и образом жизни; желание слиться с объектом аддикции настолько доминирует, что человек готов преодолевать любые трудности на пути достижения своей цели: ложь, изобретательность, упорство, защитно-агресивное поведение, вплоть до противоправных действий;
Классификация и характеристика зависимостей развитие самого негативного проявления аддиктивной установки анозогнозия отрицание болезни или ее тяжести (нежелание признавать свою зависимость «я не алкоголик», «захочу брошу пить» и др.). Это приводит к осложнению взаимопонимания с окружающими, затрудняет оказание помощи, а нередко приводит к невозможности преодолеть зависимость. Таким образом, зависимое поведение аутодеструктивное по своей сути, поскольку неизбежно разрушает организм и личность человека. Факторы, способствующие развитию зависимых форм отклоняющегося поведения Природа зависимого поведения достаточно сложна. Зависимость многофакторное явление. Условно их можно подразделить на внешние социальные факторы и внутренние (индивидуальные) особенности личности. 1. Внешние социальные факторы: 1) технический прогресс во всех областях промышленности пищевой, фармацевтической, медицинской;
Классификация и характеристика зависимостей 2) деятельность наркоторговцев вовлечение молодежи в употребление различных химических веществ; 3) урбанизация ослабление межличностных связей, стремление к независимости, утрате поддержки, замена межличностных связей достижениями цивилизации (компьютер, Интернет); 4) субкультура; 5) семья имеется определенная связь между поведением родителей и поведением детей (гипер- или гипоопека, зависимое поведение самих родителей курение, алкоголизм и пр.). 2. Внутренние (индивидуальные) особенности личности: 1) половая избирательность зависимого поведения. Одни виды зависимого поведения наиболее характерны для женщин, другие для мужчин; 2) возрастной фактор наркоманией страдают преимущественно лица в возрасте от 14 до 25 лет. Алкоголизм характерен для более старшего поколения, хотя сегодня нередки случаи не только подросткового, но и детского алкоголизма; 3) психофизиологические особенности человека могут существенно влиять на выбор объекта зависимости, темп ее формирования, степень выраженности и возможность преодоления
Классификация и характеристика зависимостей 4) наследственная предрасположенность. Хорошо известно, что зависимое поведение может формироваться в любой семье и говорить надо не о наследственной предрасположенности, а о семейной предрасположенности к зависимому поведению; 5) стрессоустойчивость предполагается, что аддиктивное поведение развивается при нарушении копинг-стратегии, т. е. нарушения механизмов совладания со стрессом. Понятие со-зависимости Семья играет роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения (проблема со-зависимости). Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы и они сами могут провоцировать срыв человека с зависимым поведением. В случае длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у его родственников могут появиться серьезные проблемы и развиться состояние со-зависимости. Состояние со-зависимости это изменение в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи. Под этими изменениями подразумеваются выраженные травматические изменения психологического состояния кого-либо из родственников (родители, муж/жена).
Классификация и характеристика зависимостей Данные изменения препятствуют не только эффективному разрешению конфликтной ситуации в семье. Они препятствуют и самому процессу преодоления зависимости. В итоге, со-зависимость поддерживает зависимость формируется порочный замкнутый круг семейных психологических проблем. Рассмотрим следующий пример. Муж имеет алкогольную зависимость. Вся жизнь семьи, ее интересы замкнуты вокруг цикла приема алкоголя мужем: вследствие его постоянных обещаний бросить пить создаются определенные иллюзии, мифы. Муж после очередного срыва искренне раскаивается, чтобы загладить свою вину, обещает быть умеренным в употреблении алкоголя, заверяет, что любит жену, детей. Жена и дети в очередной раз готовы обманывать себя, что самое страшное уже позади (ведь обещал же!). Создается своеобразное ощущение близости с «беспомощным» мужем и необходимостью ему помочь («Я его спасу, чего бы это мне ни стоило!..»). Семья, столкнувшись с проблемой зависимости, выстраивает самые разнообразные защитные системы. Это семейные мифы, отрицание сложности проблемы, замалчивание проблемы, усиливающаяся изоляция и др.
Классификация и характеристика зависимостей Постепенно в семье создается такая атмосфера, что родственники, сами того не замечая, подталкивают аддикта к срыву. Все уже столько раз говорили, что пора бросить пить, заботиться о себе и своей семье, своем здоровье но никто уже не знает, как правильно вести себя в такой атмосфере неупотребления. В семье постепенно усиливается тревога, напряжение, ожидание срыва, подозрение, взаимные упреки и придирки. Когда напряжение достигает своего пика, кто-нибудь из родственников не выдерживает провоцирует конфликт. Результат этого конфликта очередной срыв… И опять оправдания и упреки… Все повторяется. Весьма парадоксальным является то, что зависимое поведение одного из членов семьи сплачивает эту семью в борьбе с объектом зависимости и создает иллюзию близости. Однако в таких семьях нарушается распределение ролей и ответственности. Сам человек, страдающий зависимостью, очень редко берет на себя ответственность за свои поступки. Чаще всего пытается свалить вину за происходящее на других. Очень часто родственники в конце концов принимают ответственность на себя, а аддикт остается со своей аддикцией.
Классификация и характеристика зависимостей Бывает, что в рамках со-зависимости возникает ситуация негласного «взаимного договора». Жена говорит: «Я закрываю глаза на твое употребление алкоголя, а ты мне взамен то-то и то-то…». Муж дарит жене подарки, отдает деньги… Итог: алкогольно-зависимое поведение мужа поддерживается женой Возможно и отношение по типу «параллельного существования». Члены семьи и аддикт делают вид, что каждый живет своей жизнью. В проблемы друг друга не вмешиваются. Члены семьи живут как в общежитии (это может быть в автономно проживающих семьях дети отдельно от родителей). Общей для них является задача «не выносить сор из избы». Основные направления профилактики аддиктивных форм поведения. Пьянство (алкоголизм): понятие, терминология, распространенность В терминологическом плане следует различать «алкоголизм» как болезнь и «пьянство» как неумеренное употребление спиртных напитков, не приводящее к развитию признаков алкоголизма. Разграничить эти понятия необходимо хотя бы потому, что при профилактике и лечении алкоголизма применяются меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством меры педагогического и общественного воздействия
Классификация и характеристика зависимостей Особенности пьянства у подростков. К настоящему времени накопился достаточный фактический материал, свидетельствующий о том, что характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у подростков имеют свои особенности: - в отличие от взрослых, у подростков, начинающих пить, большое значение имеют механизмы подражания; - стремление к самостоятельности, самоутверждению; - нередко пьянство у подростков является проявлением оппозиции, эмансипации; - девочки чаще пьют тайком, чтобы «никто не знал», или в компании старших подростков; - процесс пьянства у подростков часто является бравадой, противопоставлением себя окружающим, что приводит к употреблению больших доз алкоголя и тяжелым формам опьянения; - вследствие незрелости организма даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя у подростков возможно развитие глубоких токсических состояний с тяжелым похмельным синдромом и амнестическими расстройствами;
Классификация и характеристика зависимостей - опьянение у подростков на первых порах чаще, чем у взрослых, сопровождается бурной рвотной реакцией и выраженными вегетативными нарушениями, которые при продолжении пьянства быстро исчезают; - с самого начала употребления спиртных напитков для подростков характерны атипичные формы опьянения; - социальная дезадаптация наступает быстрее, чем у взрослых; - при продолжении пьянства у подростков еще до появления выраженных признаков патологической зависимости от алкоголя отмечаются заметные нарушения памяти, возникают неврастено-подобные состояния с выраженной вегетососудистой неустойчивостью, вегетативно- сосудистыми кризами, рано намечается тенденция патохарактерологического формирования личности. Этиологические факторы, способствующие формированию алкогольной зависимости Среди этиологических факторов алкоголизма выделяют социальные, психологические и биологические. Социальные факторы:
Классификация и характеристика зависимостей 1) житейские традиции народа (различные праздники, рождение, смерть и т. д.); 2) социальное положение индивидуума (семейное положение, образование, экономическое обеспечение, профессия, образ жизни и т. п.); 3) этническая и религиозная принадлежность; 4) влияние ближайшего окружения (семья, друзья, сотрудники, компания и т. п.). В 78 % случаев приобщение детей и подростков к алкоголю происходит в семье, под влиянием родных и близких. Склонность к раннему систематическому употреблению алкоголя в 6 раз выше в тех семьях, где родители страдают алкоголизмом. Семьи, в которых воспитываются пьющие подростки, как правило, характеризуются социальной неустойчивостью, конфликтностью, тунеядством, асоциальным и аморальным поведением родителей. Дети в таких семьях лишены внимания, заботы, контроля со стороны родителей. Они предоставлены самим себе, отстают в учебе, сами начинают злоупотреблять алкоголем. У них формируется своеобразный тип «алкогольной личности».
Классификация и характеристика зависимостей Психологические факторы: 1) преморбидные особенности личности: социальная незрелость, самоуверенность, слабоволие, инфантилизм, тщеславие, болезненное переживание жизненных неудач, переоценка своих возможностей, смена настроения, сенситивность, неустойчивость интересов. По мнению А.Е. Личко (1983), раннее формирование алкоголизма у подростков зависит от акцентуации характера. Наиболее угрожающими типами акцентуаций являются неустойчивый тип (45%) и эпилептоидный тип (34%); 2) мнение, что алкоголь обладает релаксирующим действием, вызывает эйфорию, приводит к «психическому комфорту»; 3) считается, что алкоголь облегчает межличностные взаимоотношения. Биологические факторы: 1) факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности: патологически протекавшая беременность у матери, хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности, патологически протекавшие роды, задержки нервно-психического развития в раннем возрасте, нервно- психические отклонения в раннем детстве; 2) факторы наследственной отягощенности: психические заболевания, алкоголизм, наркомания; 3) факторы нарушенного онтогенеза: черепно-мозговые травмы, психотравмы, тяжелые соматические заболевания.
Классификация и характеристика зависимостей Наркотическая зависимость Виды наркомании. Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их употребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов; для восстановления сил; для изменения сознания; для снятия боли и неприятных ощущений. С этой целью использовались различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения. Принято выделять следующие виды наркомании в соответствии с употребляемым веществом. Опийная наркомания обусловлена злоупотреблением опийной группы наркотиков (морфином, кодеином, омнопоном, промедолом, опием- сырцом, героином и др.). Средние сроки формирования физической зависимости варьируют от 2–3 недель до 2 месяцев. Наркомания, обусловленная злоупотреблением препаратов конопли (гашишизм). Для данного вида наркомании характерно незначительное повышение толерантности к действию наркотического средства.
Классификация и характеристика зависимостей Наркомания, вызванная злоупотреблением эфедрона. Эфедрон самодельный препарат, получаемый при обработке эфедрина. Злоупотребление встречается чаще среди молодых людей. Наркотическая зависимость формируется достаточно быстро в течение 1–2 месяцев. Психическая зависимость может быть очень интенсивной. Наблюдается быстрый рост толерантности частота приема препарата иногда достигает 10–15 и более раз в сутки. Барбитуровая наркомания (барбитуризм). Привыкание к барбитуратам формируется постепенно, в основном в результате самолечения длительных нарушений сна. При систематическом приеме барбитуратов наблюдается рост толерантности. Кокаиновая наркомания (кокаинизм). Характеризуется быстрым развитием выраженной психической зависимости (очень быстро всасывается через слизистую оболочку носа). Физическая зависимость к кокаину не возникает. Рост толерантности не наблюдается. В некоторых случаях наблюдается повышение чувствительности к кокаину.
Классификация и характеристика зависимостей Наркомания, вызванная злоупотреблением галлюциногенов (LSD, мескалин, высокие дозы каннабиоидов). Характерные признаки наркотической зависимости сочетание следующих физиологических, поведенческих и когнитивных явлений: - сильная (иногда непреодолимая) потребность принимать психоактивное вещество; - нарушение способности контролировать длительность приема и дозировку вещества; - физиологическое состояние отмены (беспокойство, сниженное настроение, нарушения сна, судорожные припадки, страхи, тремор, галлюцинации, бред, нейро-вегетативные расстройства и др.); - использование другого вещества для облегчения или избежания синдрома отмены; - признаки толерантности к наркотику (потребление в более высоких дозах для достижения того же эффекта, который возникал при меньших дозах);
Классификация и характеристика зависимостей - снижение ситуационного контроля (употребление наркотика в непривычных ситуациях); - прогрессирующее игнорирование других интересов и удовольствий ради приема наркотика; все больше времени посвящается добыванию, приему и восстановлению после приема вещества; - продолжение приема вещества, несмотря на негативные последствия. Принято выделять понятия «психическая» и «физическая» зависимость. Психическая зависимость возникновение патологического влечения к алкоголю или наркотикам. Физическая зависимость изменение толерантности с тенденцией к увеличению доз употребляемого алкоголя или наркотика с появлением абстинентного синдрома при прекращении приема. Мотивы и факторы, способствующие приобщению к наркотикам. Можно выделить мотивы первичного употребления наркотиков: - достижение психологического комфорта и релаксации (атарактические мотивы); - стремление влиться в определенную социальную группу (субмиссивные мотивы);
Классификация и характеристика зависимостей получение специфического физического удовольствия (гедонистические мотивы); - повышение тонуса и самооценки (мотивы гиперактивации) наркотики служат средством против внутреннего чувства пустоты, дисгармонии, для скрытия своей уязвимости, для утверждения самодостаточности, агрессии и бравады; - демонстрация какого-то качества, например, взрослого поведения (псевдокультурные мотивы); - любопытство, стремление к новым впечатлениям (исследовательско- познавательные мотивы). Следует помнить, что молодые люди рассматривают наркотики как часть своей среды и нередко не умеют противостоять соблазну однократного употребления или давлению наркоторговцев. Главным выступает стремление получить удовольствие, «кайф». Однако эйфория от употребления наркотиков длится недолго и сменяется сонливостью, ступором, депрессией и пр.
Классификация и характеристика зависимостей Многие исследования подтверждают связь между приемом наркотиков и психическим состоянием человека. Так, на употребление марихуаны существенное влияние оказывают сверстники, а употребление «тяжелых» наркотиков чаще всего связано с личностными проблемами (отношения с родителями или депрессивное состояние). Социальные и медико-психологические последствия зависимых форм поведения Последствия алкоголизма. Алкоголизм отражается как на индивидуальной, так и на общественной жизни: 1. Алкоголь является протоплазматическим ядом, поэтому он разрушающе действует на все органы и системы организма. 2. Алкоголизм является причиной развития серьезных нарушений здоровья человека. Нередко причиной смерти при алкоголизме является острая сердечная недостаточность, хроническая печеночная и почечная недостаточность, отек головного мозга. 3. Систематическое злоупотребление алкоголем приводит к преждевременному старению и инвалидности. Продолжительность жизни алкоголиков на 15–20 лет короче среднестатистической.
Классификация и характеристика зависимостей 4. Алкоголизм нарушает процесс производства: многие предприятия и учреждения несут значительные потери от прогулов, травматизма, аварий, хищений. 5. Прослеживается четкая связь алкоголизма с преступностью. 6. Под влиянием систематического употребления алкоголя формируется так называемый «корыстный тип личности». При алкоголизме происходит снижение интеллектуального и морального уровня. Появляются другие интересы, новое социальное окружение, соответствующее образу жизни. 7. Злоупотребление спиртными напитками одного из супругов частая причина распада семьи. Лица, ставшие алкоголиками в юности, как правило, остаются холостыми и незамужними. Около половины больных алкоголизмом не имеют семьи (развод, раздельное проживание). 8. Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, медленнее развиваются физически и психически (позже начинают ходить, говорить и т. д.). 9. Алкоголизм родителей пагубно сказывается на воспитании детей. Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям сказывается на формировании особенностей в поведении детей, вплоть до развития отклоняющихся форм поведения.
Классификация и характеристика зависимостей 10. Установлено, что патологическое пристрастие к алкоголю у подростков развивается быстрее, чем у взрослых: у юношей, начавших регулярное употребление алкоголя в 15–17 лет через два–три года, в 13– 15 лет в течение одного года. Последствия наркомании. Наркотики, с одной стороны, создают иллюзию преодоления беспомощности и повышения самоконтроля. С другой приводят к утрате контроля над собой и своей жизнью. Очевидным личностным нарушением является неспособность заботиться о себе, о своем здоровье (передозировка, заражение СПИДом, БППП, самоубийства). Употребление наркотиков подростками пагубно сказывается на их развитии (невозможность нормального физического и психического созревания, школьная дезадаптация, проблемы выбора профессии и проблемы занятости, затруднения в межличностном общении, асоциальность и др.). Основные направления профилактики аддиктивных форм поведения Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.
Компьютер-«за» и «против». Интерне́т-зави́симость (или Интернет-адди́кция) навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но не психическим расстройством по медицинским критериям. Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Айвеном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства: использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс; использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу
Компьютер-«за» и «против». В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета. Медики не считают «интернет-зависимость» психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления Здесь характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптации и выраженными психологическими симптомами.
Компьютер-«за» и «против». По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы в России, интернет- зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники. В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости». Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов Основные 6 типов интернет-зависимости: Навязчивый веб-серфинг (Информационная перегрузка) бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-сайтах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
Компьютер-«за» и «против». Игровая зависимость навязчивое увлечение компьютерными играми по сети Навязчивая финансовая потребность игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет. Киберсексуальная зависимость навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом. Признаки интернет-зависимости у подростков: Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения. Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического. Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы. Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям. Значительное эмоциональное отчуждение.
Компьютер-«за» и «против». Ухудшение памяти и внимания. Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий. Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения. Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби. Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги. Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.
Пути сохранения физического и психического здоровья. Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Первичная профилактика зависимых форм поведения имеет цель предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто путем: - развития и усиления мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; - направления процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; -усиления адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; - воздействия на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения; - развития процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием); - развития социально-поддерживающего процесса.
Пути сохранения физического и психического здоровья Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работой с группой «риска» (например, подростки со склонностью к формированию отклоняющегося поведения, но не имеющего такового в данное время). Третичная профилактика направлена на устранение нервно- психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения, а также на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся отклоняющимся поведением. Выделяют следующие формы профилактической работы. 1. Организация социальной среды. Поскольку среда может оказывать влияние на формирование отклоняющегося поведения, то,воздействуя на нее, можно предотвратить нежелательное ее влияние на поведение личности. Виды воздействия: - влияние на общество в целом через формирование негативного общественного мнения на отклоняющееся поведение (работа с семьей, социальной группой школа, класс, коллектив или конкретная личность);
Пути сохранения физического и психического здоровья использование социальной рекламы с целью формирования установок на здоровый образ жизни (специальные программы, направленные на борьбу с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением); 2. Информирование. В форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видио- и телефильмов. Цель воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности к принятию конструктивных решений в сложных ситуациях (обязательно учитывать возраст, пол, социально-экономические характеристики). 3. Активное социальное обучение социально важным навыкам. Реализуется чаще всего в виде групповых форм работы тренинги резистентности к негативному социальному влиянию, тренинг формирования жизненных навыков. Основные задачи социального обучения: - научить противостоять негативным влияниям среды (умение говорить «нет», в частности); - научить умению выражать приемлемым образом свои эмоции; - повысить самооценку, привить навыки принятия соответствующих адекватных решений и др.; - научить умению ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, общаться, конструктивно разрешать конфликты и др.
Пути сохранения физического и психического здоровья 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. В основу положено предположение, что люди используют девиантное поведение до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Исходя из данного предположения, можно применять альтернативные формы активности: путешествия; значимое общение; творчество; различного рода деятельность (профессиональная, благотворительная, религиозно- духовная и др.). Большое значение имеет формирование позитивных потребностей в семье воспитание устойчивых интересов,формирование умений занять себя и трудиться, развитие способности любить и быть любимым и пр. 5. Организация здорового образа жизни. Каждый человек должен нести ответственность за свое здоровье. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем, приема наркотиков и др.). 6. Активизация личностных ресурсов предполагает наиболее полное раскрытие способностей (общих и специальных) и интересов человека творческих, спортивных, музыкальных, художественных и др., что обеспечивает активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативным внешним воздействиям.
Пути сохранения физического и психического здоровья 7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма применяется при уже сформировавшемся отклоняющемся поведении. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий (в зависимости от формы отклоняющегося поведения применение медицинских, социально-психологических способов воздействия). Данный аспект в большей степени относится к интервенции отклоняющегося поведения. Чтобы добиться позитивных результатов, при проведении профилактических мероприятий важно соблюдать ряд принципов: - личная заинтересованность, добровольность и ответственность самих людей с отклоняющимся поведением; - комплексность организация работы на различных уровнях медицинском, при необходимости, социальном, психологическом; - адресность (учет возраста, пола, социальных и психологических характеристик); - массовость приоритет групповых форм работы; - позитивность информации; - минимизация негативных последствий; - максимальная активность самой личности;
Пути сохранения физического и психического здоровья - устремленность в будущее (оценка последствий отклоняющегося поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения). Воздействие (интервенция) на отклоняющееся поведение. Интервенция отклоняющегося поведения подразумевает социально- психологическое и медицинское (при необходимости) вмешательство в личностное пространство для стимуляции позитивных изменений. Особенность интервенции наличие желания самой личности, ее готовность к предстоящим изменениям. В противном случае позитивных результатов получено не будет. Основная трудность как правило, на первых этапах социально- психологической помощи человек сопротивляется изменениям, несмотря на негативность последствий своего отклоняющегося поведения. Основные задачи социально-психологической интервенции отклоняющегося поведения: 1) формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление; 2) стимулирование личностных изменений;
Пути сохранения физического и психического здоровья 3) коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; 4) создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. В случае социально-психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия (часто те же, что и в профилактической работе): - различные виды психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная); - психологическое консультирование; - психологический тренинг; - организация терапевтической или саногенной среды. Наиболее популярной формой работы является консультирование в сочетании с психотерапией.