Педагогический совет на тему: «Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса»
Цель: поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации учащихся
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» (В.А.Сухомлинский)
МОЩНОЕ АКТИВНОЕ ПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) МОЩНОЕ АКТИВНОЕ ПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) ПОЗИТИВНОЕ ПОЛЕ (СРЕДНИЕ ДЕТИ) ПОЗИТИВНОЕ ПОЛЕ (СРЕДНИЕ ДЕТИ) НЕЙТРАЛЬНОЕ ИЛИ ИНЕРТНОЕ ПОЛЕ (СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ)
«ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ» «МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ» «НЕ ХОЧЕТ И НЕ МОЖЕТ»
1. Несоответствие способностей и возможностей ребенка требованиям учебных программ. 1. Несоответствие способностей и возможностей ребенка требованиям учебных программ.
2. Ребенок плохо владеет навыками самостоятельной работы.
3. Отсутствие интереса к определенным предметам. 3. Отсутствие интереса к определенным предметам.
4. Напряженные отношения с одноклассниками.
5.НЕСОВЕРШЕНСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА 6.НЕИНТЕРЕСНЫЕ УРОКИ 7.ОТСУТСВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
Мотив (лат.moveo, приводить в движение, толкать)- это то, что побуждает человека к действию.
Виды мотивов учения Виды мотивов учения Социальные Познава- тельные Внутренние Внешние Направленные на избегание неудач Направленные на избегание неудач Направленные на достижение успеха Направленные на достижение успеха
долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношении окружающих Социальные:
Познавательные- овладение новыми знаниями явлениями, закономерностями Познавательные- овладение новыми знаниями явлениями, закономерностями
Внутренние Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения. «Лучшая мотивация всегда приходит изнутри!»
Внешние Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания. Внешние Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания.
Какие мотивы преобладают у учащихся нашей школы
Начало урока Должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого нужно актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность. Начало урока Должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого нужно актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
Основная часть урока Должна быть направлена на усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использованием активного поиска самими учащимися, включения их в процесс оценки и самооценки. Основная часть урока Должна быть направлена на усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использованием активного поиска самими учащимися, включения их в процесс оценки и самооценки.
Завершающая стадия урока. Необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащихся. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места. Завершающая стадия урока. Необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащихся. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.
А НЕ ТО, ЧТО МОЖНО ДАТЬ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ» А НЕ ТО, ЧТО МОЖНО ДАТЬ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ» «ЧТО МОЖЕТ ВЗЯТЬ УЧЕНИК НА УРОКЕ, «ЧТО МОЖЕТ ВЗЯТЬ УЧЕНИК НА УРОКЕ,
ЧУТКОСТЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОГОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ ТЕРПИМОСТЬ ТАКТИЧНОСТЬ ВЫДЕРЖАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Эмоциональные поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядных образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания,
Познавательные опора на жизненный опыт, познавательные интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация
Волевые предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения
Социальные побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверка
Правила повышения мотивации Поощряйте учеников
Правила повышения мотивации Ожидайте от учеников лучшего
Правила повышения мотивации Распространяйте энтузиазм, как вирус
Правила повышения мотивации Варьируйте педагогическую деятельность на уроке
Правила повышения мотивации Создавайте ситуацию успеха на уроке
Приёмы создания ситуаций успеха Преодоление страха Страх в малых дозах стимулирует, в больших - парализует. « Ничего страшного… Бывает, что люди боятся..» Скрытая инструкция «Ты же помнишь, что…» «Ты же знаешь, что…» Авансирование «У тебя всё получится…» «Ты вспомнишь…» Персональная исключительность «Только у тебя может получиться…» Усиление мотивации «Нам это нужно для…»
Правила повышения мотивации По возможности исключите награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
Правила повышения мотивации Как можно реже используйте на уроке ситуации соревнования.
Старайтесь не навязывать учебные задачи и цели «сверху»
Правила повышения мотивации Старайтесь избегать установления временных ограничений, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
Правила повышения мотивации Желательно подбирайте учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Правила повышения мотивации Дайте обучаемому шанс спасти свой престиж
Правила повышения мотивации Помните о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Следите за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Правила повышения мотивации
Оценка мотивирует… Когда ученик уверен в её объективности; Когда ученик воспринимает её как полезную для себя; Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать … И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.
Помните другого способа нет. /Дейл Карнеги / Помните другого способа нет. /Дейл Карнеги /
« Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью» Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?
«Преподавание – есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно» Л.Н. Толстой
Учитывая актуальность данной темы для повышения качества образования, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение: 1.Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося. 2.Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся 3.Каждому учителю, классному руководителю составить уровневую карту учебной мотивацию учащихся. 4.С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков, в том числе с привлечением родителей. 5.Запланировать в следующем году семинар по переходу на апробацию введения ФГОС ООО. 6.Подобрать методический материал по вопросам формирования мотивации учения школьников, а также о возрастных особенностях подросткового возраста и сделать его доступным для педагогов на web- сайте школы.