Кафедра начальных классов МОУ «СОШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов» Аликина О.В.
Система поддержки одаренных детей в школе Современное состояние общества характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру и уникальным способностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала человека, степени его одаренности начиная с самого раннего детства. В Национальной образовательной стратегии « Наша новая школа » Президент РФ Д.А.Медведев особую роль отвел педагогам и поставил цели: - Обновить образовательные стандарты, что позволит детям в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в условиях конкуренции и высоких технологий; - Выстроить систему поддержки талантливых детей и др. На протяжении нескольких лет работают программы « Одаренные дети России » и « Дети Прикамья ». Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, вариативностью современного образования, множеством подходов и методов. В нашей школе в данном направлении накоплен большой опыт, с которым мы хотели бы поделиться с вами. Выступления, мастер-классы, открытое занятие кружка посвящены теме: « Личностно – ориентированный подход в работе с одаренными детьми ».
Александр Македонский выбрал из всего табуна коня Буцефала, которого отец Александра прежде забраковал и посчитал негодным из-за гордого нрава.
Плутарх по этому поводу пишет: Пример этого коня указывает нам на то, что много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами…»
Историками подсчитано, что за всю историю человечества на свете жили примерно 4 тысячи гениев, 120 тысяч выдающихся талантов и 150 тысяч очень одаренных людей.
Очень важно заметить необычные способности ребенка вовремя и создать условия для их полного развития. На сегодняшний день доказано: почти в каждом человеке заложены потенциально неограниченные умственные способности. Мы используем не более одной десятой возможности мозга как мыслительного органа.
Позиция нашей школы такова, что вопросы обучения и развития одаренных детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности своими методами обучения. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
Отсюда наша цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в начальной школе, а также создать среду, способствующую реализации творческих способностей в различных областях науки, искусства и спорта.
Задачи: 1. обеспечение условий для всестороннего развития личности ребенка; 2. формирование устойчивой мотивации, стимулирование познавательного интереса; 3. учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории; 4. разработка системы диагностики одаренных детей; 5. информационно-методическое, программное, кадровое сопровождение работы с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты: Реализация мероприятий позволит: Увеличить число своевременно выявленных одаренных детей Обеспечить развитие потенциальных способностей одаренных детей; Увеличить количество призовых место в конкурсах, олимпиадах, выставках, фестивалях;
Реализация: