Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через проблемное обучение «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А.Дистервег
Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения –технология, которая предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Алгоритм решения проблемной ситуации Проблемная ситуация возникает, если: для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия; обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Формы проблемного обучения 1.Проблемное изложение - сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. 2.Частично-поисковая деятельность – побуждение обучаемого к самостоятельному рассуждению преподавателем с помощью специальных вопросов. 3.Исследовательская деятельность – самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Правила организации урока с использованием технологии проблемного обучения I. Проблемная постановка темы урока 1. Новая тема формулируется в виде проблемы. 2. Проблема вводится одновременно с актуализацией знаний, созданием ситуации, в которой проявляется их недостаточность для объяснения факта, явления и т.п.
Правила организации урока с использованием технологии проблемного обучения II. Актуализация необходимых знаний 1.Обеспечивается постановкой проблемных вопросов, которые должны быть короткими и быстро решаться. 2.Вопросы строятся на основе материала изучаемой темы. Проблемные вопросы в этом случае более эффективны, чем репродуктивные. 3.Сложные вопросы разделяются на более легкие, на отдельные мыслительные ступеньки. Предыдущая ступенька является опорой для преодоления следующей. 4.Количество ступенек подбирается таким образом, чтобы обеспечить продвижение учащихся. Лучше если степень сложности вопросов несколько превышает возможности среднего ученика. 5.Групповое обсуждение школьниками отдельных вопросов не следует запрещать. 6.Актуализация знаний не должна напоминать опрос учеников для оценки.
Правила организации урока с использованием технологии проблемного обучения III. Усвоение нового материала 1.Учитель должен четко представлять, что и как будет изучаться на уроке, какие черты творческой деятельности будут формироваться и совершенствоваться, как будет осуществляться развитие интеллектуальных способностей детей. 2.В процессе усвоения новых знаний и способов действия необходимо обеспечить максимальную самостоятельность учеников. 3.Необходимо заранее подготовить индивидуальные задания, учтя возможности, способности и подготовленность учащихся. 4.Оказывать помощь в решении проблемной задачи следует преимущественно индивидуально. 5.В новом задании должны проявляться некоторые элементы актуализированных знаний, что с первых шагов создает мыслительные опоры для размышлений. У учащихся создается впечатление, что задание им по силам. Это привлекает их к активной работе. 6.Оказывать помощь в решении проблемной задачи следует преимущественно индивидуально.
Правила организации урока с использованием технологии проблемного обучения IV. Заключительная часть урока 1.Проблемные задания на этом этапе должны носить обобщающий характер, направлять деятельность школьников на формулирование выводов по вопросам изученной темы, способствовать развитию вариативности и переноса знаний и умений. 2.Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками. 3.В конце урока преподаватель должен подвести итог: указать, достигнута ли его цель, отметить наиболее активных учеников и обратить внимание на недочеты в работе тех, кто был пассивен.
Монологический Рассуждающий Диалогический Эвристический Исследовательский Метод программированных заданий Методы организации проблемного обучения
усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; формирование диалектико-материалистического мышления школьников Общие функции проблемного обучения:
Преимущества и недостатки Преимущества: - приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений, навыков; - достижению высокого уровня умственного развития; - формирование способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; - развивает интерес к учебному труду; - обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: - большие затраты времени на достижение запланированных результатов; - слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.