Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
Главный результат Приоритетного национального проекта «Образование»- повышение качественного образования школьников. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В иды педагогической компетентности 1.Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач
В иды педагогической компетентности 2.Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
В иды педагогической компетентности 3.Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения, предполагающая владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
В иды педагогической компетентности 4.Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.
В иды педагогической компетентности 5.Р ефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.
В иды педагогической компетентности 6.И нформационная компетентность, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
В иды педагогической компетентности 7.К оммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности, понимаемая как совокупность достаточно сформированных ее структурных компонентов
В иды педагогической компетентности 8.С оциокультурная компетентность определяется нами как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.
В иды педагогической компетентности 9.К ультурологическая компетентность обеспечивает конкретное наполнение содержания образования, придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.
Новая роль учителя Изменяется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.
Факторы, влияющие на качество образования - особенности обучающихся; особенности социокультурной среды; вложения в образование; особенности педагогического процесса; особенности результатов.
И зменения профессионально- педагогической деятельности учителя опора на самостоятельность ребенка в обучении; создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении; создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни; формирование мотивации к непрерывному обучению; инициативность, творчество и корпоративная культура учителя
Педагогическая деятельность ориентируется: на организации познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах как деятельности самообразовательной; системной диагностике личностных качеств ученика и поддержке его личностного роста; использовании «скрытых возможностей» образовательного учреждения через создание образовательной среды, использовании такой складывающейся характеристики современной школы, как ее открытость и использование возможностей социума как локального сообщества, так и страны и мира.
С истема необходимых изменений процесса обучения ориентация педагогических целей на самореализацию ученика и определение результата образования через компетентность выпускника; включение в содержание образования учебного материала, самостоятельно найденного и предъявленного учащимися; использование образовательных технологий (снятие обучения учением), которые требуют от учителя проявления новых профессиональных ролей координатора, организатора, помощника, консультанта и ориентированы на командную работу учителей; изменение характера взаимодействия учителя и учеников, связанного с установкой учителя на развитие ученика средствами своего предмета; расширение образовательной среды школы и поиск партнеров, выступающих субъектами образования ребенка; изменение оценки достижений обучающихся (формализованная и аутентичная оценка), что требует от учителя умений диагностики и гибкой коррекции педагогического процесса; готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности.
В изменившейся социокультурной ситуации функции обучения и воспитания трансформируются в функцию содействия образованию школьника
Ф ункция содействия образованию школьника, т. е. создания средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования, должна рассматриваться как ведущая функция профессионально- педагогической деятельности учителя
Функция содействия образованию школьника проявляется: в отборе учителем содержания образования по предмету на основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся; В опоре на скрытый опыт учащихся, которым школьники реально обладают; в межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах
предметное наполнение учебного плана У словия образовательного выбора школьника