Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области , г. Вятские Поляны ул. Дзержинского, 55, т. 6 – 22 – 92 Формирование фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития через дидактические игры и упражнения с целью успешного овладения процессами чтения и письма. Учитель начальных классов Садыхова Г.А.
Московская Фонологическая школа Фонематический слух - это умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты (как бы они ни звучали) с доминантой (основным вариантом фонемы в сильной позиции) в той же самой морфеме (приставке, корне, суффиксе, окончании). Пражская Фонологическая школа Фонематический слух - это осознание носителем языка фонологически существенных признаков, умение противопоставлять звуки языка по этим признакам и тем самым дифференцировать значимые единицы языка (слова, морфемы и т.д.).
Признаки нарушения фонематического слуха: Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков); Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа: а) пропуск гласных и согласных букв, слогов; б) вставки букв; в) перестановки букв, слогов; Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Цель: Показать эффективность применения дидактических игр и упражнений в формировании фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития
Задачи: Определить особенности развития психики детей с задержкой психического развития. Определить задачи развития фонематических процессов у младших школьников с задержкой психического развития Показать особенности работы над формированием фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития Дать перечень дидактических игр и упражнений по формированию фонематического восприятия
Основная особенность развития психики детей с ЗПР - неравномерное развитие высших психических функций: памяти внимания мышления восприятия речи
Задачи развития фонематических процессов у младших школьников с задержкой психического развития: Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи Формирование фонематических противопоставлений Формирование фонематического анализа и синтеза Развитие навыков контроля и самоконтроля в произношении звуков
Особенности работы над формированием фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития: поэтапность использование доступного речевого материала многократный повтор применение дидактических игр и упражнений
Применение дидактических игр и упражнений в формировании фонематического восприятия по этапам ЭтапЗадачиДидактические игры I этап – совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти. Узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы и тембра голоса. « Что это?» « Эхо» «Угадай, кто подаёт голос?» II этап – развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений. Распознавание гласных и согласных звуков, дифференциацию согласных звуков в слове, различение слов, близких по звучанию. «Сигнальщики» «Повтори, не ошибись» «Твёрдый- мягкий» «Измени слово» III этап – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Определение наличия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение количества звуков « Отгадай слово», «Синий- зелёный», «Слово-загадка» «Рассыпанное слово»
Литература Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с ЗПР/ Н.И. Буковцева // Практическая психология и логопедия N 2. - С Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха/ Л. С. Бушуева //Начальная школа плюс До и После N 3. - С Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ О.Н. Жовницкая //Начальная школа N11. - С Иванова С.В. Развитие фонематических процессов у детей с ЗПР. Усвоение темы «Мягкость и твердость согласных звуков» с применением «полезных моделей» / С.В. Иванова // Школьный логопед N 2. - С Кудрова Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей / Т. И. Кудрова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития N 2. - С Лалаева Р. И. Коррекция нарушений чтения и письма/ Р.И. Лалаева, О. С. //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М., С