Компьютер- друг, компьютер – враг. Готовы ли к этому педагоги ? Что думают родители о роли ИКТ в развитии и образовании детей дошкольного возраста ? Как себя чувствуют малыши, играя и занимаясь с компьютерными приложениями ?
Применение ИКТ в детском саду дань времени или необходимость ? Этот вопрос мы задавали специалистам ДОУ. « Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад » 1. « Это дань времени ! Ребенку необходимо не только видеть, но и осязать. Человек развивается через деятельность, причем через разные ее виды ». (48%) 2. « Использование ИКТ в детском саду хорошая и интересная современная форма образовательной деятельности. Однако, непосредственно на компьютере ребенок должен заниматься в очень малых дозах !» (52%)
С какого возраста ребёнок может самостоятельно оставаться за монитором компьютера ? И сколько времени в этом возрасте ребёнок может в день проводить за компьютером ? РодителиСпециалисты
Для чего нужен компьютер в дошкольном возрасте ? Не нужен вообще (50% родителей ). Другие варианты ответов (50% родителей ) : Для развития логики, внимания - 10% Для знакомства с компьютерной техникой и приложениями - 4% Для того чтобы смотреть мультфильмы, слушать и смотреть сказки - 12% Для того чтобы ребенок мог проявить свои художественные способности « порисовать », « построить » - 6% Для организации игровой деятельности, чтобы играть на нём - 18%
Можно ли считать игры за компьютером полноценной игровой деятельностью ? Специалисты детского сада
Ведущей деятельностью, в которой формируются все возрастные новообразования дошкольника, как доказано Д. Б. Элькониным, является только сюжетно - ролевая игра. В ней ребёнок осваивает особенности социальных взаимоотношений людей, особенно взрослых, выстраивает и осваивает модели поведения, учится вставать в позицию другого человека, получает полноценное личностное общение с другими детьми. Также в ней ребёнок проверяет и осваивает ценностные представления, отыгрывает свои переживания и т. п. Попутно в игре развиваются воображение, умение действовать в мнимом поле, речь, сила воли и др. Игра за компьютером может развивать память, воображение и даже может помочь осваивать какие - то модели поведения, но она не даёт настоящего полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других людей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, отыграть конфликты в такой полноте, как это позволяет сделать ролевая игра. Объяснение педагога - психолога детского сада.
« Лично мне намного приятнее обучать ребенка традиционными методами рисовать, лепить, конструировать, сейчас так много разнообразного материала для этих видов детского творчества. А читать, рассматривать хорошо иллюстрированные книги одно удовольствие ! Я воспринимаю компьютер как « дань » XXI веку, без него уже никуда. У ребенка должны быть элементарные компьютерные навыки. Компьютер в нашем доме это скорее проигрыватель для CD и DVD- дисков. Еще интересно общаться по скайпу с теми, кто далеко живет », Татьяна, мама четырехлетней Марины. « Компьютер даёт возможность сконструировать и создать то, что нельзя ( или сложно ) сделать в реальном мире. Предоставляет возможность сразу увидеть свою ошибку и исправить ее. Замечательный способ повышения мотивации детей к занятиям », Галина, мама пятилетнего Степана. Следующий вопрос мы адресовали и специалистам, и родителям : Даёт ли компьютер дошкольнику что - нибудь, что он не сможет получить традиционными методами в реальном мире ? Что именно ?
Их ответы : - Расширение кругозора, выход за пределы привычного пространства ( города, страны, планеты ). - Начальное знакомство с современными информационными технологиями. - Организация занятий и игр с детьми с применением ИКТ по музыке. - Создание мультфильмов вместе с детьми. - Применение новых методик по оздоровлению и по коррекции ( логопедия, тифлопедагогика, задержки развития ). Какие виды деятельности можно организовать за компьютером для детей ? -Продуктивная деятельность с детьми, конструирование. -Познавательная ( счёт, буквы, знакомство с окружающим миром, проектирование, исследование ). Мы задали тот же вопрос педагогам и психологу ДОУ.
Последним был вопрос к родителям : Ваш вопрос специалистам по поводу использования детьми компьютера ? 1.Какие вы можете порекомендовать развивающие компьютерные игры для дошкольников ? 2.Хотелось бы познакомиться с принципами ( и узнать, есть ли они вообще ), согласно которым педагоги организуют взаимодействие ребенка с компьютером в ДОУ.
Внимательно выбирайте игры и программы, предназначенные для детей. Оцените, есть ли там агрессивные образцы поведения, чему учит игра, какие модели поведения в ней заложены и т. п. Покупайте больше добрых и обучающих игр. Оставляйте старшего дошкольника с компьютером не более чем на полчаса, делайте перерывы. С самого начала отслеживайте, чтобы у ребёнка не возникли привыкание и зависимость от компьютера. Ни в коем случае не заменяйте личностное общение и совместную деятельность с ребёнком компьютерными занятиями и т. п. Стремитесь понять, с какой целью ребёнок сидит за компьютером, для чего он работает с той или иной программой или играет в определённую игру. Следите и создавайте условия для того, чтобы у ребёнка, кроме общения за компьютером или « пиэспи » (PSP), было полноценное общение с родителями и со сверстниками в реальном времени и пространстве. Советы родителям дошкольников :
Ни один компьютер не заменит любовь родителей !