– это психическое заболевание, основными проявлениями, которых являются первичная стойкая, неограниченная какой-либо ситуацией тревога, связанные с ней соматовегетативные нарушения и сниженное настроение.
- это ощущение неопределенной опасности, надвигающейся катастрофы, имеющее направленность в будущее. В отличие от тревоги страх – это переживание непосредственной, конкретной угрозы. Состояние тревоги – это целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.
Постоянное, немотивированное чувство тревоги, повышенное беспокойство. Стойко-сниженное настроение, колебание настроения. Частые опасения (ощущение предстоящих неприятностей, неудач, страх за близких). Постоянная напряжённость, неспособность к релаксации, затруднения при засыпании из-за беспокойства. Стойкое нарушение сна. Затруднения в концентрации внимания, сосредоточении, усвоении нового материала, снижение работоспособности. Быстрая утомляемость, слабость. Вегетативные симптомы: усиленное или учащенное сердцебиение. потливость, сухость во рту. тремор или дрожь. затруднения в дыхании (чувство удушья). боль или дискомфорт в груди. тошнота, дискомфорт в животе. приливы или ознобы. онемение или ощущения покалывания в различных группах мышц, мышечное напряжение, боли.
Эпизодические проявления беспокойства; связана с определенной ситуацией Тревога Устойчивое состояние; проявляется всегда; сопровождается большим количеством страхов Тревожность
неадекватные требования родителей к возможностям своего ребенка повышенная тревожность самих родителей, воспитателей непоследовательность родителей при воспитании ребенка предъявление ребенку противоречивых требований чрезмерная эмоциональность одного или обоих родителей; воспитателей стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей авторитарный стиль воспитания в семье; воспитателей в группе гиперсоциальность родителей – стремление все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Заниженная самооценка; болезненно воспринимает критику в свой адрес; склонен обвинять себя во всех неудачах; боится новых заданий, ситуаций; боится проявлять инициативу; плохо идет на контакт с другими людьми; подвержен манипуляциям других; любит критиковать других, ябедничать( таким образом повышая себя в собственных глазах)
Повышение самооценки Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Снятие мышечного напряжения
Нужно делать: Давать позитивную оценку действиям; оказывать поддержку; обращаться по имени; хвалить даже за незначительные успехи; Нельзя делать: Привлекать к соревновательным играм; заниматься незнакомыми видами деятельности, не дав в начале посмотреть как это делают сверстники, подгонять ребенка
Игра «Комплименты», «Я дарю тебе…», «За то ты умеешь…» Групповой стенд «Звезда недели» (количество рубрик, содержание, расположение обсуждается вместе с детьми)
При коллективном обсуждении показать, что подобные переживания свойственны и другим детям Сравнивать результаты ребенка только с собственными, выполненными раньше Общаться с тревожным ребенком нужно на его уровне, а не с позиции сверху Сочинение сказок и историй поможет ребенку выражать свою тревогу словами (это снимает эмоциональное напряжение и успокаивает ребенка); обсуждение как герои поступят в той или иной ситуации(Человек-паук, который участвует в конкурсе чтецов) Рисование страха, ролевые игры
Упражнения на релаксацию и дыхание «Драка», «Воздушный шарик», «Дудочка», «Корабль и ветер» и др. Упражнения для расслабления мышц «Штанга», «Винт», «Сосулька» Упражнения, способствующие расслаблению «Водопад», «Танцующие руки»