Проектирование целевого раздела основной образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС Творческая группа заместителей заведующих по ВМР: Л.С. Бычкова, МБ ДОУ «Детский сад 37»; Е.А. Герасимова, МБ ДОУ «Детский сад 79»; Н.В. Осинцева, МБ ДОУ «Детский сад 153»; И.А. Мезенцева, МБ ДОУ «Детский сад 97»; О.А. Ростемберская, МБ ДОУ «Детский сад 96»; С.А. Шипунова, МБ ДОУ «Детский сад 19» XV ГОРОДСКИЕ ДНИ НАУКИ «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»
Нормативные основы проектирования образовательного процесса ; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России)от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Проектирование образовательного процесса: структура системы образования ; Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования Образовательные стандарты Образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.10, п.1
(ФГОС ДО п. 2.5 со ссылкой на ч.6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказ от 30 августа 2013 г. N 1014, ст. 2, п. 10) Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации », ст.2, п.9, ст.12) Образовательная программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно.
Программно-целевой подход - реализация целого комплекса программ, обеспечивающих диалектическое единство функционирования и развития жизнедеятельности образовательного учреждения: программы развития, образовательной программы и основных и дополнительных программ И.К. Шалаев
Образовательная программа - нормативно- управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно- образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении (С.Кузьмин). Образовательная программа – это конкретная модель учебно- воспитательного процесса того или иного дошкольного учреждения. Она должна охватывать все виды деятельности детей (а не только обучение) с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде (Л.С.Маркова). Образовательная программа ДОУ – это комплекс определенного содержания образования, определенных средств педагогической коммуникации (формы, методы и средства обучения и воспитания), а также кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей воспитанников (Л.М.Денякина). Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно- образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы (К.Ю. Белая).
Исходный принцип построения образовательной программы Сущность целого: каждая часть существует для целого целое существует для каждой части каждая часть есть целое в некотором особом аспекте его Н.О. Лосский. Ценность и бытие
Программно-методическое обеспечение образовательной программы Целевые ориентиры Основная программа, дополнитель ная программа Комплекс учебно- методических пособий Обоснование выбора, вычленение цели и задач …
Обеспечение преемственности при проектировании образовательной программы Ступень образования Целевые ориентиры 123 Ранний возраст Дошкольный возраст Начальная школа
Структура разделов образовательной программы Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ст. 2, п Целевой раздел Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Целевой раздел Программы Пояснительная записка Цели и задачи Принципы и подходы Значимые характерист ики Планируемые результаты освоения Программы Конкретизированные требования ФГОС к целевым ориентирам Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ст. 2, п
Целевые ориентиры образовательной программы Общая характеристика целевых ориентиров ФГОС ДО Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования см. раздаточный материал Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ст. 4
Шаг 1 Проблемный анализ актуального состояния образовательного процесса в ДОУ Анализ нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования РФ Алгоритм целеполагания при проектировании образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Алгоритм целеполагания при проектировании образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Шаг 2 Постановка общей цели и задач образовательной программы ДОУ
Шаг 3 Анализ основных и дополнительных образовательных программ на соответствие: локальным актам ДОУ целевым ориентирам дошкольного образования и 5 образовательным областям
Шаг 4 Корректировка цели основных программ Корректировка целей дополнительных программ
Шаг 5 Отбор принципов и подходов к разработке образовательной программы: в соответствии с ФГОС ДО с основными программами ДО
Обязательные требования к построению целевого раздела образовательной программы Основные принципы дошкольного образования: Цели дошкольного образования Задачи дошкольного образования Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ст. 1, п. 1.4 Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ст. 1, п. 1.5 Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ст. 1, п. 1.6 (См. раздаточные материалы)
Шаг 6 Выделение значимых для разработки характеристик со стороны участников образовательных отношений со стороны основных программ в соответствии с ФГОС ДО с основными программами ДО
Шаг 7 Формулировка планируемых результатов в обязательной части в части, формулируемой участниками образовательны х отношений описание особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
Шаг 8 Приведение в соответствие локальных актов ДОУ с образовательной программой