Цель: расширить знания о строении и грамматическом значении предложения, научиться выделять грамматическую основу, определять цель высказывания; понятие об интонации и её роли в предложении.
1. Что отличает предложение от словосочетания ? 2. На каком основании предложения делят на простые и сложные? 3. Что такое грамматическая основа предложения ? 4. По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов ?
Предложение – это основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему. Предложение - наименьшая единица общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).
Имеет грамматическую основу; является высказыванием о предмете речи. Сообщение, вопрос, побуждение – разновидности высказывания; является единицей общения; Характеризуется интонационной законченностью. Между водорослями по песчаному дну перебегают юркие пескари. Почему же покой не приносит животным, постоянно обитающим в норах, долголетия?
Предложение 1. Служит для сообщения, вопроса или для побуждения; может быть восклицательным. 2. Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. 3. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Словосочетание 1. Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков. 2. Состоит из главного и зависимого слова.
1. В грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении. 2. Один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения. Напр. Летом и ночью светло. 3.вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения. Напр. Могу помочь тебе.
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. Интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.
темп речи; тембр, выражающий различные чувства говорящего; логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово; паузы, определяющие смысл высказывания.
Организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации: «Я очень рад» – похвала, радость. неодобрение, недовольство. ЗАДАНИЕ: приведите свои примеры, подобные этому.
Повествовательные: восходяще-нисходящая интонация. Вопросительные: в зависимости от места логического ударения – нисходящая, восходящая, восходяще-нисходящая. Побудительные: повышение тона, особенно, если выражает приказ, а не просьбу.
1. Прочитать материалы параграфа: 8, упр. 82 (классификация предложений по цели высказывания) – устно. Работа в парах. 3. упр. 85 ч.I (роль глагола в предложении) – письменно. Комментированное письмо, «по цепочке». 4. упр. 91 (характер интонации) – устно. Работа в парах. 5. упр. 92 (характер интонации) – письменно.