ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Власова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Власова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Тема 1.1 Социальная педагогика в системе наук о человеке 1.Социальная педагогика как отрасль знания. 2.Функции социальной педагогики. 3.Принципы социальной педагогики. 4.Объект социальной педагогики. 1.Социальная педагогика как отрасль знания. 2.Функции социальной педагогики. 3.Принципы социальной педагогики. 4.Объект социальной педагогики.
Социальная педагогика как отрасль знания «Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (X. Мискес, Германия). «Смысл социальной педагогики - помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер, Германия). «Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях социальной среды» (В.Д. Семенов, Россия). «Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (X. Мискес, Германия). «Смысл социальной педагогики - помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер, Германия). «Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях социальной среды» (В.Д. Семенов, Россия).
Социальная педагогика как отрасль знания «Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)» (Анатолий Викторович Мудрик).
ФИЛОСОФИЯ ЭТИКА СОЦИОЛОГИЯ ЭТНОГРАФИЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками
ИЗДЕРЖКИ ВЗАИМОСВЯЗИ Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.
Функции социальной педагогики Теоретико-познавательная накопление и синтез знаний составление наиболее полной картины изучаемых явлений в обществе описание, объяснение и раскрытие оснований процессов социализации Теоретико-познавательная накопление и синтез знаний составление наиболее полной картины изучаемых явлений в обществе описание, объяснение и раскрытие оснований процессов социализации
Функции социальной педагогики Прикладная поиск путей и способов социализации выявление условий совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации детей и молодежи Прикладная поиск путей и способов социализации выявление условий совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации детей и молодежи
Функции социальной педагогики Гуманистическая разработка целей совершенствования социально-педагогических процессов социализации выявление благоприятных условий для развития личности и ее самореализации Гуманистическая разработка целей совершенствования социально-педагогических процессов социализации выявление благоприятных условий для развития личности и ее самореализации
БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
Подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов - природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации. Изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения. Подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов - природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации. Изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения.
Выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации различного уровня: мега космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум. Подход к изучению воспитания как одному из социальных институтов, который включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов. Выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации различного уровня: мега космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум. Подход к изучению воспитания как одному из социальных институтов, который включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, образования, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно- ценностной ориентации человека. Признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей - западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур. Рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, образования, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно- ценностной ориентации человека. Признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей - западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур.
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИГУМАНИЗАЦИИ НЕЗАВЕРШИМОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДИАЛОГИЧНОСТИ ЦЕНТРАЦИИ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОСТИ ВАРИАТИВНОСТИ
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОСПИТАНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА